Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации
17:48 28.05.2025
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее – Управление) в соответствии Федеральными законами «О некоммерческих организациях» (далее-Закон), «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон), «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иными нормативными правовыми актами осуществляет предоставление государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.Для государственной регистрации некоммерческой организации представители некоммерческих организаций должны представить в Управление предусмотренный законодательством Российской Федерации пакет документов.Управлением после поступления документов некоммерческих организаций проводится их проверка на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, по результатам которой принимается решение о государственной регистрации или об отказе в регистрации некоммерческой организации.В 2024 г. поступило 172 заявления некоммерческих организаций о государственной регистрации, остаток заявлений на 01.01.2024 - 1 заявление, по которым приняты решения: о государственной регистрации - 144; о возврате по заявлениям заявителей 29 пакетов документов. За 5 месяцев 2025 г. в Управление поступило 117 заявлений о государственной регистрации, по которым принято решения: о государственной регистрации – 79; о возврате по заявлениям заявителей – 34, остаток не рассмотренных заявлений составил 4. Решения об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций Управлением в 2024 г. и 5 месяцев 2025 года не принимались.В ходе оказания методической и консультационной помощи представителям некоммерческих организаций специалистами Управления выявляются ряд типичных ошибок и нарушений законодательства, допускаемых заявителями при подготовке документов для государственной регистрации.В учредительных документах некоммерческих организаций указаны не все вопросы исключительной компетенции высшего органа управления, определенных федеральным законодательством, либо их относят к компетенции иного органа управления, и, соответственно, приводит к нарушению установленного порядка принятия решений по указанным вопросам, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также ст. 29 Закона 7-ФЗ.В нарушение ст.ст. 8, 19, п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон) в уставах общественных объединений не предусматривается членство иностранных граждан, лиц без гражданства; условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении.В нарушение п. 1 ст. 4 Закона в наименовании некоммерческой организации не отражены организационно-правовая форма некоммерческой организации, характер деятельности.В нарушение ч. 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 1 ст. 28 Закона устав образовательной организации не содержит компетенцию и срок полномочий педагогического совета.В нарушение положений главы 4 ГК РФ в уставах некоммерческой организации не указан порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества в случае реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, а также не учтены ограничения на преобразование отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.В нарушение ст. 49 ГК РФ, ст. 24 Закона 7-ФЗ уставы некоммерческих организаций содержат открытый перечень целей и видов деятельности, что подтверждается наличие таких формулировок: «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности».В уставах некоммерческих организаций, общественных объединений в нарушение п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона не определен постоянно действующий руководящий и единоличный исполнительный органы.В нарушение ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставы религиозных организаций предусматривают положения о членах, их правах и обязанностях.В уставах автономной некоммерческой организации в нарушение положений ст.ст. 123.24, 123.25 ГК РФ, ст. 10 Закона 7-ФЗ компетенция учредителей и компетенция высшего органа управления автономной некоммерческой организацией не разделены, отсутствует порядок осуществления учредителями надзора за ее деятельностью.В нарушение требований п. 4 ст. 123.19 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона 7-ФЗ в уставах осуществление надзора за деятельностью фонда отнесено к полномочиям не только попечительского совета, но и учредителя фонда.В отношении учредителя, руководителя некоммерческой организации выявляются наличие в Информационном ресурсе «Ограничения» сведений об ограничительных мерах, предусмотренных пп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», т.е. учредитель или руководитель некоммерческой организации являлся учредителем, руководителем юридического лица исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании п. 2 ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве недействующего юридического лица. При этом данное юридическое лицо на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность, признанную безнадежной к взысканию.Кроме того, имеются случаи выявления наличия ограничений в отношении учредителя, руководителя некоммерческой организации, признанных в установленном законом порядке банкротом (п. 3 ст. 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).В нарушение положений п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уставы некоммерческих организаций не определяют виды приносящей доход деятельности организации в случае, если уставом организации предусмотрено право осуществления такой деятельности.В числе основных замечаний, выявленных в протоколах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, можно отметить нарушение п. 4 ст. 181.2 ГК РФ, в соответствии с которым протоколы организаций должны содержать сведения о времени проведения заседания, о лицах, принявших участие в голосовании и проводивших подсчет голосов. РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники