О работе Управления по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в июне 2025 года

14:16 02.07.2025

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) подготовлены заключения на 99 проектов региональных актов, в том числе на 1 проект закона Удмуртской Республики, 4 проекта актов Главы Удмуртской Республики, 63 проекта актов Правительства Удмуртской Республики, 31 проект ведомственных актов. Из них 34 проекта (34%) имели замечания и предложения, которые учтены органами государственной власти Удмуртской Республики в процессе их доработки (до принятия), в частности, проект Указа Главы Удмуртской Республики «О комиссии Удмуртской Республики по установлению причинно-следственной связи между получением вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера) и осуществлением им вида добровольческой (волонтерской) деятельности, а также причинно-следственной связи между смертью (гибелью)  добровольца (волонтера) и вредом жизни или здоровью добровольца (волонтера), полученным добровольцем (волонтером) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, в случае если смерть (гибель) добровольца (волонтера) наступила до истечения одного года со дня получения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), полученного добровольцем (волонтером) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности»; проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении Порядка взаимодействия Государственного комитета Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных ему государственных учреждений», «Об утверждении Региональной программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2025 - 2030 годы», «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» и другие.В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации внесено и юридически обработано: 14 Законов Удмуртской Республики, 12 Указов Главы Удмуртской Республики, 63 постановления Правительства Удмуртской Республики, 33 ведомственных акта, всего 122 акта.Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 139 региональных актов, среди которых Законы Удмуртской Республики от 17.06.2025 № 31-РЗ «Об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2024 год», от 17.06.2025 № 37-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике»; Указы Главы Удмуртской Республики от 27.05.2025 № 118 «Об учреждении именных стипендий имени М.Т. Калашникова для обучающихся в образовательных организациях высшего образования, учреждениях науки и профессиональных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Удмуртской Республики», от 17.06.2025 № 134 «Об установлении единовременной денежной выплаты гражданам, оказавшим содействие в привлечении граждан к заключению контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»; постановления Правительства Удмуртской Республики от 28.05.2025 № 295 «О межведомственной комиссии Удмуртской Республики по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате», от 19.05.2025 № 269 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Удмуртской Республики», от 20.06.2025 № 340 «Об утверждении Порядка бесплатного обеспечения продуктами лечебного (энтерального) питания на дому по заключению врачей некоторых категорий детей и взрослых, признанных нуждающимися в получении паллиативной медицинской помощи» и другие.В результате проведения правовой экспертизы, в том числе повторной, противоречия федеральному законодательству выявлены в следующих постановлениях Правительства Удмуртской Республики:от 28.12.2024 № 719 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2025 № 144, от 14.05.2025 № 195, от 16.05.2025 № 260, от 10.06.2025 № 320), поскольку утвержденные названным постановлением Правительства Удмуртской Республики отдельные нормативы, в числе которых нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики, на 2025-2027 годы: на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (2025 – 2027 годы); на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода (2025 – 2027 годы) не соответствуют средним нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленным Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1940, и являются в сравнении с ними заниженными;от 15.12.2014 № 520 «О Министерстве культуры Удмуртской Республики» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.09.2015 № 451, от 29.02.2016 № 74, от 30.05.2016 № 221, от 17.04.2017 № 140, от 07.09.2017 № 369, от 16.06.2018 № 293, от 28.12.2018 № 560, от 29.03.2019 № 103, от 30.06.2020 № 278, от 17.12.2020 № 614, от 16.06.2021 № 300, от 30.12.2021 № 734, от 25.01.2023 № 37, от 03.04.2023 № 204, от 08.05.2024 № 244, от 19.07.2024 № 375) (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 520), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному и региональному законодательству в силу следующего.Регулирование отношений в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 20.10.2022 № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области нематериального этнокультурного достояния установлены статьей 8 Федерального закона № 402-ФЗ.В силу статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 14.07.2021 № 78-РЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии в Удмуртской Республике» (далее – Закон Удмуртской Республики № 78-РЗ) названный Закон в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ регулирует отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации в Удмуртской Республике объектов нематериального этнокультурного достояния регионального и муниципального значения.Частью 1 статьи 8 Закона Удмуртской Республики № 78-РЗ уполномоченным исполнительным органом Удмуртской Республики в области нематериального этнокультурного достояния определен исполнительный орган Удмуртской Республики, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в сфере культуры (далее - уполномоченный орган).В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Удмуртской Республики № 78-РЗ к полномочиям уполномоченного органа относятся: разработка и реализация государственных программ Удмуртской Республики в области нематериального этнокультурного достояния; организация и поддержка учреждений культуры и искусства в части выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния; утверждение порядка формирования и ведения Регионального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния, порядка принятия решения о включении объекта нематериального этнокультурного достояния в Региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния; принятие мер, направленных на выявление, изучение, использование, актуализацию, сохранение и популяризацию объектов нематериального этнокультурного достояния; организация и осуществление, в том числе научными организациями Удмуртской Республики, региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в области нематериального этнокультурного достояния; организация проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов в области нематериального этнокультурного достояния, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики; внесение предложения, сформированного на основании заявки хранителя нематериального этнокультурного достояния, носителя нематериального этнокультурного достояния или органа публичной власти, для включения объекта нематериального этнокультурного достояния в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации; рассмотрение заявок носителей нематериального культурного достояния и хранителей нематериального этнокультурного достояния о включении в Региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния; осуществление мониторинга и контроля за состоянием объектов нематериального этнокультурного достояния; формирование и обеспечение работы Экспертного совета; иные полномочия, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Удмуртской Республики и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.Вместе с тем Положением о Министерстве культуры Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики № 520, вышеназванные полномочия Министерства культуры Удмуртской Республики не установлены;от 27.12.1999 № 1279 «Об определении места традиционного бытования народных художественных промыслов» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 29.01.2001 № 118, от 19.11.2018 № 486) (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 1279), поскольку выявлено, что оно не соответствует федеральному законодательству в силу следующего.Исходя из статьи 3 Федерального закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) место традиционного бытования народного художественного промысла – территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура, могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 7-ФЗ места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами установления мест традиционного бытования народных художественных промыслов и утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов.Правила установления мест традиционного бытования народных художественных промыслов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2024 № 1675 (далее – Правила) и определяют порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест традиционного бытования народных художественных промыслов (пункт 1 Правил).В соответствии с пунктом 2 Правил места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются в пределах одного или нескольких населенных пунктов, входящих в состав одного или нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).Пунктом 4 Правил, установлено, что решение об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов должно содержать следующие сведения: наименование (наименования) населенных пунктов, в пределах которых устанавливаются места традиционного бытования народных художественных промыслов; наименование (наименования) муниципальных образований, в состав которых входят населенные пункты, в пределах которых устанавливаются места традиционного бытования народных художественных промыслов; наименование (наименования), виды производств и группы изделий народных художественных промыслов, места традиционного бытования которых устанавливаются.Таким образом, Правилами не предусмотрено установление местом традиционного бытования народного художественного промысла всей территории субъекта Российской Федерации.Вследствие этого постановление Правительства Удмуртской Республики № 1279, определяющее перечень народных художественных промыслов, местом традиционного бытования которых является Удмуртская Республика, противоречит вышеназванным нормам федерального законодательства;от 07.11.2018 № 461 «О государственном природном комплексном заказнике «Пестеринский» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 02.09.2020 № 407, от 28.06.2024 № 342),от 07.112018 № 471 «О государственном природном комплексном заказнике «Северный» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 02.09.2020 № 407, от 28.06.2024 № 342),от 07.11.2018 № 469 «О государственном природном комплексном заказнике «Областновский» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 02.09.2020 № 407, от 28.06.2024 № 342, от 28.06.2024 № 343), поскольку выявлено, что отдельные положения названных постановлений Правительства Удмуртской Республики не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.Так, пунктами 12, 13 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что к решению о создании особо охраняемой природной территории обязательным приложением являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.Форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории установлены приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292.При этом границы государственных природных комплексных заказников не соответствуют установленной форме графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории.В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что положением об особо охраняемой природной территории определяются основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, а также могут быть предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.Однако пунктом положениями о государственных природных комплексных заказниках не определены основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах природного комплексного заказника, а также не установлены предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;от 30.09.2021 № 534 «О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.03.2022 № 136, от 21.06.2022 № 315, от 25.01.2023 № 32, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307),от 20.12.2021 № 683 «О региональном государственном строительном надзоре» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.01.2023 № 30, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307),от 25.01.2023 № 31 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307),от 30.09.2021 № 533 «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре)» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 31.01.2022 № 33, от 21.06.2022 № 316, от 25.01.2023 № 32, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307),от 30.09.2021 № 535 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.01.2023 № 30, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307),от 26.11.2021 № 649 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.01.2023 № 30, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307),от 29.10.2021 № 593 «О региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.03.2022 № 135, от 25.01.2023 № 32, от 31.05.2023 № 355, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53, от 30.05.2025 № 307), поскольку отдельные положения названных постановлений Правительства Удмуртской Республики не соответствуют Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым в Федеральный закон № 248-ФЗ внесены изменения, касающиеся организации и осуществления государственного контроля (надзора);За указанный период в соответствие с федеральным законодательством приведены следующие региональные нормативные правовые акты:Закон Удмуртской Республики от 06.03.2014 № 3-РЗ «О градостроительной деятельности в Удмуртской Республике»,постановление Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2019 № 617 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Удмуртской Республики»,постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2025 № 128 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии»,постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.07.2014 № 283 «О порядке расходования и учета средств на предоставление субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по региональному государственному жилищному контролю (надзору) и региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»,постановление Правительства Удмуртской Республики от 27.07.2015 № 365 «Об утверждении Правил расходования субвенций, предоставляемых в целях финансового обеспечения отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики в сфере образования»,приказ Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 26.03.2021 № 08 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидии на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Удмуртской Республики, в отношении которых Министерство здравоохранения Удмуртской Республики осуществляет функции и полномочия учредителя»,приказ Министерства культуры Удмуртской Республики от 14.12.2020 № 01/01-05/320 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству культуры Удмуртской Республики».С учетом изложенного по состоянию на 30.06.2025 в Удмуртской Республике действует 37 нормативных правовых актов, в которых Управлением выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (перечень прилагается).В июне 2025 года по поручению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подготовлены:обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов в Удмуртской Республике;информация о действующих нормативных правовых актах Удмуртской Республики, регулирующих вопросы казачества;информация о нормативных правовых актах Удмуртской Республики, касающихся особых требований осуществления выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством;информация по результатам мониторинга законодательства Удмуртской Республики в сфере местного самоуправления (за период с 01.01.2025 по 30.06.2025).В рамках работы по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации Управлением зарегистрировано 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Фактов оставления решений без рассмотрения и возврата их без регистрации, а также отказов в государственной регистрации указанных актов не было.Перечень действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики, содержащих противоречия федеральному законодательству, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, и не приведенных в соответствие с федеральным законодательством, по состоянию на 30 июня 2025 года, DOC,  РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники