Информация о типичных нарушениях, допущенных судебными органами, расположенными в пределах территории Северо-Кавказского федерального округа, при осуществлении международной правовой помощи по гражданским, уголовным и иным делам в 2023 году и рекомендации по недопущению указанных нарушений
16:00 05.03.2024
Главное управление Минюста России по Ставропольскому краю (далее – Главное управление) в соответствии с подпунктом 33 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014
№ 25, Методическими рекомендациями об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными приказом Минюста России от 29.12.2023 № 413, Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД РФ № 10489 и Минюста России № 124 от 29.06.2012, а также иными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации осуществляет проверку правильности оформления поручений, ходатайств, запросов о международной правовой помощи как российских, так и иностранных компетентных органов, а также документов, составленных во исполнение таких запросов, обеспечение их соответствия международным договорам.
Взаимодействие судов и других компетентных органов Российской Федерации с судами и компетентными органами иностранных государств осуществляется на основании многосторонних и двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам.
При оказании международной правовой помощи наиболее часто применяются нормы Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года, а также двусторонние договоры Российской Федерации со странами Балтии, рядом государств Европы (Польша, Договором между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года, Кипр, Греция), Азии (Индия, Китай, Монголия), странами Ближнего Востока и Северной Африки (Египет, Алжир).
За 2023 год в адрес Главного управления из судов, действующих в пределах территории Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), поступило:
- 509 судебных запроса, из которых 128 по материалам об исполнении российских судебных документов на территории иностранного государства и 381 об исполнении иностранных судебных документов на территории Российской Федерации.
- 131 ходатайств о признании судебных решений, из которых 27- российские, 104 - иностранного государства.
В суды СКФО в 2023 году направлено порядка 150 международных судебных поручений и 43 ходатайств о признании иностранных судебных решений на территории Российской Федерации.
Из общего количества судебных материалов возвращено для надлежащего оформления 23 комплекта документов.
Небольшое количество возвратов объясняется тем, что Главным управлением введено в практику разъяснение работникам судебных органов допущенных нарушений в телефонном режиме (без осуществления фактических возвратов документов), что позволяет сократить сроки исполнения поручений.
В целом в 2023 на официальном сайте Главного управления было размещено порядка 6 публикаций касающиеся сферы деятельности оказания международной правовой помощи.
Подводя итог анализу работы Главного управления и территориальных органов Минюста России в Северо-Кавказском Федеральному округе в сфере оказания международной помощи, необходимо отметить, что основной проблемой, имеющейся деятельности остается длительность исполнения судебных поручений и ходатайств компетентными иностранными органами.
Следует отметить, что реализация полномочий, осуществляемых Главным управлением в сфере международной правовой помощи, осуществляется в постоянном взаимодействии с компетентными органами субъектов Российской Федерации, расположенными в пределах территории СКФО.
Работникам территориальных органов Минюста России, судов и иных взаимодействующих органов, расположенных в СКФО на постоянной основе оказывается методическая помощь путем устных консультаций, при необходимости направляются образцы для правильного оформления документов.Типичными ошибками, допускаемыми российскими судами при оформлении материалов об исполнении поручений в рамках Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, являются:
1) в случае невозможности исполнения, судами не составляется соответствующее уведомление (сообщение), адресованное иностранному суду с указанием причин неисполнения, хотя это предусмотрено Конвенцией;
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанной Конвенции «при невозможности вручения причины незамедлительно сообщаются запрашиваемой Стороной запрашивающей Стороне».
Кроме этого, в случае невозможности исполнения поручения, все материалы подлежат возврату.
На основании изложенного, судам следует составлять извещение (сообщение), адресованное инициатору поручения (компетентному органу иностранного государства) с указанием причин неисполнения. Указанное сообщение необходимо удостоверить подписью судьи и гербовой печатью суда и вместе с документами направить в адрес Главного управления.
2) не заверение документов об исполнении (расписок, протоколов, уведомлений, сообщений) гербовой печатью суда.
Механизм Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее - Конвенция 1965 года) является одним из самых востребованных.
Конвенция 1965 года заменяет собой в отношениях между государствами - участниками Конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 года в части вручения документов.
Особенностями Конвенции 1965 года является порядок направления поручений международной правовой помощи. В соответствии с порядком сношений поручения иностранных судов поступают в Минюст России, являющийся центральным органом при реализации указанной Конвенции, и направляются в главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации для передачи на исполнение компетентным российским судам.
Российские суды и другие компетентные органы Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, судебные органы, органы прокуратуры, записи актов гражданского состояния, нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий, органы опеки и попечительства, адвокаты - согласно части II Заявления Российской Федерации по Конвенции 1965 года) направляют запросы непосредственно в адрес центрального органа запрашиваемого государства, минуя Минюст России и МИД России (статья 3 Конвенции 1965 года), что позволяет значительно сократить сроки пересылки документов.
Сведения о центральных органах государств-участников Конвенции 1965 года (в том числе их почтовые адреса), другая актуализированная информация по Гаагским конвенциям содержится на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву по адресу: www.hcch.net.
Обращаем внимание, что на территории Соединенных Штатов Америки введен платный порядок вручения судебных документов, поступивших в соответствии с Конвенцией 1965 года. Соединенные Штаты Америки делегировали функции центрального органа по вручению судебных документов в рамках Конвенции частной компании «АБС Legal Services» (АБС Legal), ранее известной как РFI или Ргосеss Forwarding Intrnational, которая за исполнение поручений о вручении документов взимает плату, ввиду чего сотрудничество Российской Федерации с Соединенными Штатами Америки по Конвенции 1965 года было приостановлено.
В настоящее время судебные документы (в том числе судебные повестки, извещения, копии исковых заявлений, судебных постановлений и др.) могут быть направлены инициаторами непосредственно в адрес заинтересованных лиц (ответчиков и др.), минуя каналы американских учреждений, что допускается законодательством США, о чем российская сторона проинформирована Государственным департаментом США дипломатическими нотами от 04.06.2003, от 04.03.2010 и от 16.11.2020.
Дополнительно сообщаем, что на территории Республики Кипр введен платный порядок вручения судебных документов, поступивших в соответствии с Конвенцией 1965 года. Во избежание платного порядка вручения документов судебные поручения, адресованные компетентному органу Республики Кипр, могут направляться в соответствии с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984 года.При исполнении поручений в рамках Конвенции 1965 года судами также не заполняется свидетельство о вручении (невручении) документов, либо не заверяется печатью суда.
В соответствии со статьей 6 Конвенции 1965 года и пункта VII Заявлений Российской Федерации по Конвенции (далее – Заявления), на российские суды, осуществляющие вручение документов, возлагается обязанность составления и заверения подтверждений о вручении документов в форме Свидетельства, согласно прилагаемому к Конвенции образцу. В свидетельстве подтверждается, что документ вручен, и приводятся способ, место и дата вручения, а также указывается лицо, которому вручен документ. Если документ не был вручен, то в свидетельстве указываются воспрепятствовавшие этому причины.
Соответствующие графы Свидетельства заполняются на языке запрашиваемого государства, т.е. на русском языке.Указанные свидетельства в обязательном порядке удостоверяются подписью судьи и оттиском гербовой печати суда.
В случае невозможности исполнения поручения, все материалы также подлежат возврату в Главное управление.
В рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года осуществляется направление большой части судебных, нотариальных и других поручений в государства на постсоветском пространстве.
Порядок сношений установлен положениями статьи 5 Конвенции 1993 года, в соответствии с которыми по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам на стадии судебного производства центральным органом является Минюст России.
Вместе с тем главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации в соответствии с Проколом 1997 года к Конвенции 1993 года наделены полномочиями на непосредственное взаимодействие при осуществлении международной правовой помощи с компетентными органами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.
Наибольшее количество возвратов документов связано с ненадлежащим заверением поручений, либо прилагаемых к ним документов (отсутствие печати суда).
Следует также отметить такие нарушения, допускаемые судами, как:
1) направление материалов без соответствующего поручения, тогда как материалы, направляемые компетентным судам (органам) государств - участников СНГ и Грузии, должны препровождаться надлежащим образом оформленным поручением, которое должно быть адресовано компетентному суду (органу), подписано уполномоченным должностным лицом и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения (статья 7 Конвенции 1993 года). Несоблюдение указанных требований исключает возможность их направления адресату.
2) направление исполнительных листов, которые на территории иностранного государства не имеют юридической силы;
3) адресация поручений Главному управлению, а не компетентному суду иностранного государства.
Также выявлены нарушения, связанные с неверным определением международного договора, которым надлежит руководствоваться при составлении судебных поручений.
При оформлении документов, свидетельствующих об исполнении поручений иностранных судов, судами СКФО не заверялись гербовой печатью подтверждение о вручении (невручении) документов, а также протоколы судебных заседаний. В случае невозможности исполнения поручения, все материалы также подлежат возврату в Главное управление.
Подобные нарушения затягивают процесс выполнения международных обязательств.Кроме этого допущены случаи направления судами постановлений по делам об административных правонарушениях и приговоров в части взыскания штрафа как основного или дополнительного вида наказания для их исполнения на территории иностранных государств.
Положения статей 6, 51-53 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года не предусматривают признание и исполнение решений компетентных органов по делам об административных правонарушениях. Решения судов по уголовным делам признаются только в части возмещения ущерба.
Сообщаем, что в настоящее время Российская Федерация не является стороной в каких-либо двухсторонних или многосторонних соглашениях о принудительном исполнении решений в области административного права, регламентирующих порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории иностранных государств, механизм принудительного взыскания штрафов с нерезидентов Российской Федерации отсутствует. Следовательно, признать и исполнить решение суда Российской Федерации о привлечении лица к административной ответственности на территории иностранного государства не представляется возможным.
Исключение составляет Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997, участниками которой являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Кыргызская Республика.
Согласно заявлению и оговорке, сделанных Российской Федерацией при ратификации данной Конвенции (Федеральный закон от 22.07.2008
№ 134-ФЗ), не все материалы о нарушениях правил дорожного движения, предусмотренных в приложении к Конвенции, принимаются и рассматриваются российской стороной (имеется исключение), ответственным органом за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.Очень важно при направлении судебных поручений о вручении документов, в том числе извещений о времени и месте судебного заседания, учитывать сроки их почтовой пересылки, обращать внимание на дату судебного заседания, чтобы она являлась приемлемой для осуществления процедуры вручения и обеспечения своевременного и надлежащего извещения адресата о предстоящем судебном процессе, как при направление поручений судами напрямую в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, так и при направлении через Главное управление в соответствии с иными международными договорами.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» разъясняется, что в случае, когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в дипломатическом порядке (через органы Министерства иностранных дел Российской Федерации), арбитражные суды направляют поручения (в том числе и о вручении документа о вызове в суд) в эти государства не позднее чем за девять месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором. В случае, когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с центральными органами юстиции иностранных государств непосредственно, арбитражные суды направляют поручения в эти государства не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором.
При использовании российскими арбитражными судами механизма Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года (далее - Соглашение) должен соблюдаться порядок направления документов как при их вручении получателю, так и при их направлении для принудительного исполнения. Соглашением установлен упрощенный порядок приведения иностранного судебного решения в исполнение, исключающий процедуру признания. Ходатайство и прилагаемые к нему документы направляются непосредственно компетентному органу иностранного государства, минуя Министерство юстиции Российской Федерации и министерства иностранного государства и их территориальные органы.
При необходимости направления судебных поручений на территорию иностранных государств, с которыми отсутствуют международные договоры об оказании правовой помощи, необходимо руководствоваться международными принципами вежливости и взаимности.
По сложившейся практике поручения о производстве отдельных процессуальных действий на территории государств, с которыми отсутствуют международные договоры о правовой помощи, направляются через Минюст России в МИД России на основании международных принципов вежливости и взаимности.
Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны сопровождаться переводом на официальный язык запрашиваемого государства (нотариально заверенный).В сопроводительных письмах Главного управления кратко разъясняется порядок исполнения поручений, на что судам следует обращать внимание.
На официальном сайте Главного управления в информационно – телекоммуникационной сети Интернет (to26.minjust.gov.ru) в разделе «Международная правовая помощь» размещены правовые основы деятельности по исполнению международных запросов, в том числе рекомендации по порядку составления и исполнения запросов о вручении документов и получении доказательств по гражданским или торговым делам в рамках Конвенций.
Главное управление готово и в дальнейшем оказывать практическую помощь судам при оформлении судебных поручений, а также документов связанных с исполнением поручений иностранных судов.
Телефоны отдела международной правовой помощи и проставления апостиля Главного управления:
(8652) 25-76-91 (доб. 507, 508) – специалисты отдела.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники
№ 25, Методическими рекомендациями об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными приказом Минюста России от 29.12.2023 № 413, Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД РФ № 10489 и Минюста России № 124 от 29.06.2012, а также иными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации осуществляет проверку правильности оформления поручений, ходатайств, запросов о международной правовой помощи как российских, так и иностранных компетентных органов, а также документов, составленных во исполнение таких запросов, обеспечение их соответствия международным договорам.
Взаимодействие судов и других компетентных органов Российской Федерации с судами и компетентными органами иностранных государств осуществляется на основании многосторонних и двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам.
При оказании международной правовой помощи наиболее часто применяются нормы Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года, Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года, а также двусторонние договоры Российской Федерации со странами Балтии, рядом государств Европы (Польша, Договором между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года, Кипр, Греция), Азии (Индия, Китай, Монголия), странами Ближнего Востока и Северной Африки (Египет, Алжир).
За 2023 год в адрес Главного управления из судов, действующих в пределах территории Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), поступило:
- 509 судебных запроса, из которых 128 по материалам об исполнении российских судебных документов на территории иностранного государства и 381 об исполнении иностранных судебных документов на территории Российской Федерации.
- 131 ходатайств о признании судебных решений, из которых 27- российские, 104 - иностранного государства.
В суды СКФО в 2023 году направлено порядка 150 международных судебных поручений и 43 ходатайств о признании иностранных судебных решений на территории Российской Федерации.
Из общего количества судебных материалов возвращено для надлежащего оформления 23 комплекта документов.
Небольшое количество возвратов объясняется тем, что Главным управлением введено в практику разъяснение работникам судебных органов допущенных нарушений в телефонном режиме (без осуществления фактических возвратов документов), что позволяет сократить сроки исполнения поручений.
В целом в 2023 на официальном сайте Главного управления было размещено порядка 6 публикаций касающиеся сферы деятельности оказания международной правовой помощи.
Подводя итог анализу работы Главного управления и территориальных органов Минюста России в Северо-Кавказском Федеральному округе в сфере оказания международной помощи, необходимо отметить, что основной проблемой, имеющейся деятельности остается длительность исполнения судебных поручений и ходатайств компетентными иностранными органами.
Следует отметить, что реализация полномочий, осуществляемых Главным управлением в сфере международной правовой помощи, осуществляется в постоянном взаимодействии с компетентными органами субъектов Российской Федерации, расположенными в пределах территории СКФО.
Работникам территориальных органов Минюста России, судов и иных взаимодействующих органов, расположенных в СКФО на постоянной основе оказывается методическая помощь путем устных консультаций, при необходимости направляются образцы для правильного оформления документов.Типичными ошибками, допускаемыми российскими судами при оформлении материалов об исполнении поручений в рамках Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, являются:
1) в случае невозможности исполнения, судами не составляется соответствующее уведомление (сообщение), адресованное иностранному суду с указанием причин неисполнения, хотя это предусмотрено Конвенцией;
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанной Конвенции «при невозможности вручения причины незамедлительно сообщаются запрашиваемой Стороной запрашивающей Стороне».
Кроме этого, в случае невозможности исполнения поручения, все материалы подлежат возврату.
На основании изложенного, судам следует составлять извещение (сообщение), адресованное инициатору поручения (компетентному органу иностранного государства) с указанием причин неисполнения. Указанное сообщение необходимо удостоверить подписью судьи и гербовой печатью суда и вместе с документами направить в адрес Главного управления.
2) не заверение документов об исполнении (расписок, протоколов, уведомлений, сообщений) гербовой печатью суда.
Механизм Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года (далее - Конвенция 1965 года) является одним из самых востребованных.
Конвенция 1965 года заменяет собой в отношениях между государствами - участниками Конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 года в части вручения документов.
Особенностями Конвенции 1965 года является порядок направления поручений международной правовой помощи. В соответствии с порядком сношений поручения иностранных судов поступают в Минюст России, являющийся центральным органом при реализации указанной Конвенции, и направляются в главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации для передачи на исполнение компетентным российским судам.
Российские суды и другие компетентные органы Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, судебные органы, органы прокуратуры, записи актов гражданского состояния, нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий, органы опеки и попечительства, адвокаты - согласно части II Заявления Российской Федерации по Конвенции 1965 года) направляют запросы непосредственно в адрес центрального органа запрашиваемого государства, минуя Минюст России и МИД России (статья 3 Конвенции 1965 года), что позволяет значительно сократить сроки пересылки документов.
Сведения о центральных органах государств-участников Конвенции 1965 года (в том числе их почтовые адреса), другая актуализированная информация по Гаагским конвенциям содержится на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву по адресу: www.hcch.net.
Обращаем внимание, что на территории Соединенных Штатов Америки введен платный порядок вручения судебных документов, поступивших в соответствии с Конвенцией 1965 года. Соединенные Штаты Америки делегировали функции центрального органа по вручению судебных документов в рамках Конвенции частной компании «АБС Legal Services» (АБС Legal), ранее известной как РFI или Ргосеss Forwarding Intrnational, которая за исполнение поручений о вручении документов взимает плату, ввиду чего сотрудничество Российской Федерации с Соединенными Штатами Америки по Конвенции 1965 года было приостановлено.
В настоящее время судебные документы (в том числе судебные повестки, извещения, копии исковых заявлений, судебных постановлений и др.) могут быть направлены инициаторами непосредственно в адрес заинтересованных лиц (ответчиков и др.), минуя каналы американских учреждений, что допускается законодательством США, о чем российская сторона проинформирована Государственным департаментом США дипломатическими нотами от 04.06.2003, от 04.03.2010 и от 16.11.2020.
Дополнительно сообщаем, что на территории Республики Кипр введен платный порядок вручения судебных документов, поступивших в соответствии с Конвенцией 1965 года. Во избежание платного порядка вручения документов судебные поручения, адресованные компетентному органу Республики Кипр, могут направляться в соответствии с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984 года.При исполнении поручений в рамках Конвенции 1965 года судами также не заполняется свидетельство о вручении (невручении) документов, либо не заверяется печатью суда.
В соответствии со статьей 6 Конвенции 1965 года и пункта VII Заявлений Российской Федерации по Конвенции (далее – Заявления), на российские суды, осуществляющие вручение документов, возлагается обязанность составления и заверения подтверждений о вручении документов в форме Свидетельства, согласно прилагаемому к Конвенции образцу. В свидетельстве подтверждается, что документ вручен, и приводятся способ, место и дата вручения, а также указывается лицо, которому вручен документ. Если документ не был вручен, то в свидетельстве указываются воспрепятствовавшие этому причины.
Соответствующие графы Свидетельства заполняются на языке запрашиваемого государства, т.е. на русском языке.Указанные свидетельства в обязательном порядке удостоверяются подписью судьи и оттиском гербовой печати суда.
В случае невозможности исполнения поручения, все материалы также подлежат возврату в Главное управление.
В рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года осуществляется направление большой части судебных, нотариальных и других поручений в государства на постсоветском пространстве.
Порядок сношений установлен положениями статьи 5 Конвенции 1993 года, в соответствии с которыми по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам на стадии судебного производства центральным органом является Минюст России.
Вместе с тем главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации в соответствии с Проколом 1997 года к Конвенции 1993 года наделены полномочиями на непосредственное взаимодействие при осуществлении международной правовой помощи с компетентными органами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.
Наибольшее количество возвратов документов связано с ненадлежащим заверением поручений, либо прилагаемых к ним документов (отсутствие печати суда).
Следует также отметить такие нарушения, допускаемые судами, как:
1) направление материалов без соответствующего поручения, тогда как материалы, направляемые компетентным судам (органам) государств - участников СНГ и Грузии, должны препровождаться надлежащим образом оформленным поручением, которое должно быть адресовано компетентному суду (органу), подписано уполномоченным должностным лицом и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения (статья 7 Конвенции 1993 года). Несоблюдение указанных требований исключает возможность их направления адресату.
2) направление исполнительных листов, которые на территории иностранного государства не имеют юридической силы;
3) адресация поручений Главному управлению, а не компетентному суду иностранного государства.
Также выявлены нарушения, связанные с неверным определением международного договора, которым надлежит руководствоваться при составлении судебных поручений.
При оформлении документов, свидетельствующих об исполнении поручений иностранных судов, судами СКФО не заверялись гербовой печатью подтверждение о вручении (невручении) документов, а также протоколы судебных заседаний. В случае невозможности исполнения поручения, все материалы также подлежат возврату в Главное управление.
Подобные нарушения затягивают процесс выполнения международных обязательств.Кроме этого допущены случаи направления судами постановлений по делам об административных правонарушениях и приговоров в части взыскания штрафа как основного или дополнительного вида наказания для их исполнения на территории иностранных государств.
Положения статей 6, 51-53 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года не предусматривают признание и исполнение решений компетентных органов по делам об административных правонарушениях. Решения судов по уголовным делам признаются только в части возмещения ущерба.
Сообщаем, что в настоящее время Российская Федерация не является стороной в каких-либо двухсторонних или многосторонних соглашениях о принудительном исполнении решений в области административного права, регламентирующих порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории иностранных государств, механизм принудительного взыскания штрафов с нерезидентов Российской Федерации отсутствует. Следовательно, признать и исполнить решение суда Российской Федерации о привлечении лица к административной ответственности на территории иностранного государства не представляется возможным.
Исключение составляет Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997, участниками которой являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Кыргызская Республика.
Согласно заявлению и оговорке, сделанных Российской Федерацией при ратификации данной Конвенции (Федеральный закон от 22.07.2008
№ 134-ФЗ), не все материалы о нарушениях правил дорожного движения, предусмотренных в приложении к Конвенции, принимаются и рассматриваются российской стороной (имеется исключение), ответственным органом за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.Очень важно при направлении судебных поручений о вручении документов, в том числе извещений о времени и месте судебного заседания, учитывать сроки их почтовой пересылки, обращать внимание на дату судебного заседания, чтобы она являлась приемлемой для осуществления процедуры вручения и обеспечения своевременного и надлежащего извещения адресата о предстоящем судебном процессе, как при направление поручений судами напрямую в соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, так и при направлении через Главное управление в соответствии с иными международными договорами.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» разъясняется, что в случае, когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в дипломатическом порядке (через органы Министерства иностранных дел Российской Федерации), арбитражные суды направляют поручения (в том числе и о вручении документа о вызове в суд) в эти государства не позднее чем за девять месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором. В случае, когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с центральными органами юстиции иностранных государств непосредственно, арбитражные суды направляют поручения в эти государства не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором.
При использовании российскими арбитражными судами механизма Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года (далее - Соглашение) должен соблюдаться порядок направления документов как при их вручении получателю, так и при их направлении для принудительного исполнения. Соглашением установлен упрощенный порядок приведения иностранного судебного решения в исполнение, исключающий процедуру признания. Ходатайство и прилагаемые к нему документы направляются непосредственно компетентному органу иностранного государства, минуя Министерство юстиции Российской Федерации и министерства иностранного государства и их территориальные органы.
При необходимости направления судебных поручений на территорию иностранных государств, с которыми отсутствуют международные договоры об оказании правовой помощи, необходимо руководствоваться международными принципами вежливости и взаимности.
По сложившейся практике поручения о производстве отдельных процессуальных действий на территории государств, с которыми отсутствуют международные договоры о правовой помощи, направляются через Минюст России в МИД России на основании международных принципов вежливости и взаимности.
Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны сопровождаться переводом на официальный язык запрашиваемого государства (нотариально заверенный).В сопроводительных письмах Главного управления кратко разъясняется порядок исполнения поручений, на что судам следует обращать внимание.
На официальном сайте Главного управления в информационно – телекоммуникационной сети Интернет (to26.minjust.gov.ru) в разделе «Международная правовая помощь» размещены правовые основы деятельности по исполнению международных запросов, в том числе рекомендации по порядку составления и исполнения запросов о вручении документов и получении доказательств по гражданским или торговым делам в рамках Конвенций.
Главное управление готово и в дальнейшем оказывать практическую помощь судам при оформлении судебных поручений, а также документов связанных с исполнением поручений иностранных судов.
Телефоны отдела международной правовой помощи и проставления апостиля Главного управления:
(8652) 25-76-91 (доб. 507, 508) – специалисты отдела.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники