Анализ типичных нарушений, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы

09:46 05.02.2025

В 2024 году в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) для государственной регистрации поступило:80 уставов муниципальных образования и 108 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований (далее – устав, МПА), из которых по 1 муниципальному правовому акту принято решение об отказе в государственной регистрации, 3 муниципальных правовых акта возвращены на доработку, остальные акты зарегистрированы в установленном порядке.По результатам анализа практики государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов установлено, что причинами для отказа в государственной регистрации и возврата документов в 2024 году явились нарушения федерального и регионального законодательства, а также ненадлежащее оформление комплекта документов, представленных на государственную регистрацию.1. Типичные нарушения, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации.1.1. Нарушен установленный Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) порядок принятия муниципального правового акта, в том числе:на государственную регистрацию представлены муниципальные правовые акты, по которым не были проведены публичные слушания (в нарушение пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).1.2. Отдельные положения муниципальных правовых актов противоречили действующему законодательству, в том числе:в наименовании муниципального образования отсутствовало указание на его статус и субъект Российской Федерации (в нарушение статьи 9.1 Федерального закона № 131-ФЗ, Закона КБР от 27.02.2005 № 12-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и Закона КБР от 27.02.2005 № 13-РЗ «О статусе и граница муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»);перечень отдельных вопросов местного значения, закрепленный в уставе, не соответствовал перечню вопросов местного значения, который установлен Законом КБР от 10.12.2014 № 64-РЗ «О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения»);установлен порядок принятия решений представительного органа муниципального образования, не предусмотренный федеральным законодательством (в нарушение пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).2. Типичные нарушения, послужившие основанием для возврата уставов, муниципальных правовых актов, представленных на государственную регистрацию:представлен неполный перечень документов, установленный статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ);не соблюдены требования к оформлению муниципальных правовых актов, установленные статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ (муниципальные правовые акты не прошиты, не пронумерованы, не скреплены печатью представительного органа);документы отозваны с государственной регистрации по заявлению главы муниципального образования в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.4. Типичные нарушения правил юридической техники в уставах и муниципальных правовых актах, представленных на государственную регистрацию:ссылки на нормы, которые отсутствуют в уставе;дублирование положений устава, муниципального правового акта;ошибки в нумерации положений устава, в которые вносятся изменения;лингвистические, грамматические, пунктуационные ошибки;несогласованность текстовых фрагментов, отсутствие логичности и последовательности изложения.5. Иные нарушения федерального законодательства, допускаемые главами муниципальных образований:не соблюдены положения части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ о направлении устава (муниципального правового акта) в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;не выполнены требования части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ об опубликовании зарегистрированного устава (муниципального правового акта) в течение 7 дней со дня поступления из регистрирующего органа уведомления о включении сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее – государственный реестр);не соблюден установленный статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ 10-дневный срок предоставления в регистрирующий орган сведений об источнике и дате официального опубликования устава (муниципального правового акта) для включения их в государственный реестр;нарушен установленный частью 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ срок (не должен превышать шести месяцев) приведения устава в соответствие с федеральным и региональным законодательством.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники