Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями

18:00 14.12.2023

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрацииОдним из направлений деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - Управление) является предоставление услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.При предоставлении государственной услуги по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций Управление руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.09.2022 № 199 (далее – Административный регламент № 199).Управлением за 2023 год рассмотрено 178 заявлений                           о государственной регистрации некоммерческих организаций.                              По результатам рассмотрения представленных документов было принято 11 решений об отказе в государственной регистрации.По результатам рассмотрения заявлений некоммерческих организаций Управлением ежегодно принимаются решения об отказе в государственной регистрации.Основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации являются: противоречие действующему законодательству Российской Федерации представленных для государственной регистрации документов, оформление их в ненадлежащем порядке, а также принятие решений неуполномоченными лицами, предоставление недостоверных сведений.Анализ работы Управления по рассмотрению представленных на государственную регистрацию документов выявил следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации:1. Отсутствие указания на организационно-правовую форму и/или характер деятельности некоммерческой организации в ее наименовании; указание организационно-правовой формы некоммерческой организации, не предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.В соответствии со ст. 54 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 28 Федерального закона № 82-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.2. Официальное наименование общественного объединения не содержит указания на территориальную сферу его деятельности.         В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности.3. В уставах отсутствуют сведения о предмете и целях деятельности организации, о структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления организации, порядке принятия ими решений; сведения о филиалах и представительствах, сведения о правах и обязанностях членов организаций (в организациях, предусматривающих членство), а также условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее (в организациях, предусматривающих членство).Статьями 65.3, 123.7  ГК РФ установлен круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа корпоративной организации,  установлены правила определения компетенции единоличного исполнительного органа организации, коллегиального органа управления корпораций. Статьей 29 Федерального закона № 7-ФЗ и специализированными законами  закреплены нормы, содержащие перечень вопросов исключительной компетенции органов управления иных некоммерческих организаций.4. В решении об учреждении юридического лица не указаны сведения о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества. В соответствии с пунктом 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.В соответствии с п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть, в том числе, указаны сведения о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.5. Указание организациями видов деятельности, которые планирует осуществлять организация, не соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами организации.6. Заполнение заявлений о государственной регистрации не соответствует требованиям приказа Федеральной налоговой службы  от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»:Виды экономической деятельности, указанные в заявлении, не соответствуют Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.Документы для государственной регистрации, содержащие более одного листа, представлялись в непрошитом и непронумерованном виде.7. Ненадлежащее оформление представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации устава, протокола, иных документов: Устав некоммерческой организации не заверен подписью лица, обладающего соответствующими полномочиями.Наименование руководящих и иных органов управления некоммерческой организацией в протоколах, иных документах, не соответствует уставу некоммерческой организации.Протоколы составлены без учета требований, предусмотренных статьей 181.2 ГК РФ – отсутствуют указание на место и время проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня.8. В нарушение действующего законодательства Российской Федерации уставы некоммерческих организаций предусматривают возможность регистрации символики.Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» в нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривают отмену государственной регистрации символики некоммерческих организаций.В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.9. Невозможно определить статус общественных объединений как профсоюзов.В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В нарушение указанной нормы Закона о профессиональных союзах, в уставах некоммерческих организаций указываются иные цели их создания.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники