Обзор практики принятия решений по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений в 1 полугодии 2024 года, работы по снижению количества отказов в государственной регистрации

12:00 19.07.2024

В соответствии с подпунктом 16 пункта 12 Положения о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 29 марта 2024 г. № 89, Управление Минюста России по Ульяновской области (далее также Управление) является территориальным органом Минюста России, уполномоченным на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.В деятельности по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Управление руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Закон № 97-ФЗ).Согласно части 2 статьи 4 Закона № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.В случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации (часть 7 статьи 4 Закона
№ 97-ФЗ).В 1 полугодии 2024 года на государственную регистрацию в Управление поступил 241 муниципальный правовой акт, вносящий изменения в уставы муниципальных образований (18 – муниципальных районов, 3 – городских округов, 44 – городских поселений, 176 – сельских поселений) и 1 устав городского поселения. Зарегистрировано 250 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (19 – муниципальных районов, 3 – городских округов, 49 – городских поселений, 179 – сельских поселений) и 1 устав.7 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 
№ 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий переход на электронную государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – устав, муниципальный правовой акт соответственно).На основании части 4.1 статьи 3 Закона № 97-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ) устав, муниципальный правовой акт и необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определяемых Минюстом России.Управлением проведена работа по доведению до муниципалитетов преимущества представления документов для регистрации в электронном виде. Осуществляется консультирование должностных лиц, вопросы электронной регистрации уставов с 2023 года ежеквартально рассматриваются в рамках выездных «Дней юстиции».Принятые меры способствовали реализации предоставленного права, в 1 полугодии 2024 года на государственную регистрацию в электронном виде представлено 92,5% документов.Однако главами муниципальных образований Красносельского (1), Садовского (2), Троицкосунгурского (1), Коптевского (3) и Фабричновыселковского (2) сельских поселений Новоспасского района, Михайловского сельского поселения Тереньгульского района (1), Лапшаурского (1), Сосновоборского (1), Папузинского (1) и Должниковского (1) сельских поселений Базарносызганского района, Кузоватовского городского поселения (1) и Новомалыклинского сельского поселения (1) документы для государственной регистрации вновь представлены на бумажном носителе, что требует принятия дополнительных мер к изменению ситуации.В связи с допущенными нарушениями при представлении документов для государственной регистрации главами муниципальных образований Садовского и Коптевского сельских поседений Новоспасского района, Михайловского сельского поселения Тереньгульского района, Управлением без рассмотрения возвращено 3 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы.В анализируемом периоде отсутствовали факты отказов в государственной регистрации, чему способствовала разъяснительная работа Управления. Так, 16 проектов рассмотрено рабочими группами по разработке проектов уставов, изучено 6 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, при  принятии 3 актов выявленные нарушения устранены.Продолжена работа по реализации исполнения решения Координационного совета по разработке для городских и сельских поселений области новых актуализированных модельных уставов и изменений в них. На основании разработанных Управлением совместно с администрацией Губернатора области проектов принято 220 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы и устав в новой редакции.  Завершена работа по закреплению в уставах муниципальных районов (21) положения об определении правового портала Минюста России в качестве источника официального опубликования.Положения об определении правового портала Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в качестве источника официального опубликования уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов включены в уставы 143 поселений области.В информационную систему «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований» внесены тексты 358 уставов муниципальных образований Ульяновской области и 4591 муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы муниципальных образований.В целях внесения в указанную информационную систему сведений об источниках и датах официального опубликования актов, прошедших государственную регистрацию, Управлением у глав муниципальных образований дополнительно истребовались соответствующие сведения. Принятые меры способствовали представлению указанных сведений и внесению их в реестр.Действия Управления по государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении в них изменений) не обжаловались.В государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации включены все 167 муниципальных образований Ульяновской области (21 муниципальный район, 3 городских округа, 31 городское поселение, 112 сельских поселений). В отчетном периоде, как и в 2023 году, количество муниципальных образований в регионе не менялось, в связи с чем муниципальные образования области в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации не включались и не исключались из него.В целях надлежащего межведомственного взаимодействия, Управлением будет продолжено ведение разъяснительной и методической работы на данном направлении деятельности. РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники