О статусе НКО-исполнителя общественно полезных услуг: порядок получения и преференции

12:58 18.09.2023

Управление Минюста России по Ульяновской области (далее – Управление) является органом, уполномоченным на принятие решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг. Понятие «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг» впервые прозвучало в 2015 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, акцентировавшем приоритетность поддержки НКО, зарекомендовавшим себя в качестве безупречных партнёров государства в оказании общественно полезных услуг населению, путем обеспечения для них равного с государственными учреждениями доступа к бюджетным средствам, предоставления ряда дополнительных льгот и преференций, что и было реализовано Федеральным законом от 03.07.2016 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 утверждены Правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг (далее - Правила принятия решения) и Правила ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.  Минюстом России и его территориальные органы предоставление названной государственной услуги осуществляется с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минюста России от 31.10.2022 № 260.Итак, в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг – это социально ориентированная некоммерческая организация (далее - СО НКО), которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:     - оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;     - надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов  Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее – надлежащая реализация проектов). За получением статуса СО НКО ИОПУ в Управление может обратиться руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа СО НКО или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от ее имени. Услуга предоставляется без оплаты государственной пошлины. Процедура получения статуса СО НКО ИОПУ включает в себя 2 основных этапа:1. Оценка качества оказания общественно полезных услуг (далее – ОПУ); 2. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем ОПУ.В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций исполнителей общественно полезных услуг» полномочиями по оценке качества ОПУ и выдаче заключения о соответствии ОПУ установленным критериям оценки качества наряду с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Таким образом, определиться в какой орган обратиться за заключением о соответствии ОПУ установленным критериям нужно при помощи Перечня органов, осуществляющих оценку качества оказания общественных услуг (Приложение 3 к Правилам принятия решения).Заключение выдается на основании составленного в письменной форме заявления организации о выдаче заключения о соответствии качества, в котором обосновывается соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг. Перечень сведений, подлежащих включению в заявление организации о выдаче заключения о соответствии качества, определяется в административных регламентах, устанавливающих порядок предоставления государственной услуги по оценке качества оказания общественно полезных услуг. К указанному заявлению могут прилагаться документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения, заключения общественных советов при заинтересованных органах и другие).Особые условия для организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг по соответствующей общественно полезной услуге: представление дополнительных документов, обосновывающих соответствие оказываемых организацией услуг, установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг, от них не требуется!Важный акцент! Наименования общественно полезных услуг указываются в заявлении в соответствии с перечнем общественно полезных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 утверждены критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг, к ним отнесены соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию, удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания, открытость и доступность информации о некоммерческой организации и другие.Итак, имея заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям по форме согласно приложению № 2 к Правилам принятия решения (выдается организации в течение 30 дней) или заключение о надлежащей реализации проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества, по форме согласно приложению № 5 к Правилам принятия решения (выдается Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам, руководитель некоммерческой организации может обратиться в Управление с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению № 1 к Правилам принятия решения.Максимальный срок предоставления государственной услуги составляет 5 рабочих дней.По результатам предоставления государственной услуги в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России вносятся следующие сведения:          - полное наименование организации;          - ОГРН организации;          - реестровый номер организации;          - виды общественно полезных услуг, оказываемых организацией;         - реквизиты решения Минюста России (территориального органа) о признании организации исполнителем общественно полезных услуг.Документом, содержащим решение о предоставлении государственной услуги, является уведомление Управления о признании организации исполнителем общественно полезных услуг.Социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. По истечении указанного срока социально ориентированная некоммерческая организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Сведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России размещены на информационном портале о деятельности некоммерческих организаций - http://unro.minjust.ru.Информацию о порядке получения статуса СО НКО ИОПУ можно получить по телефону 8(8422) 21-43-41 (доб. 311, 312, 314, 315) либо при личном обращении в Управление.Важно, что  НКО-исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, льгот по уплате налогов и сборов, а также в других формах, предусмотренных названным федеральным законом.Субъекты Российской Федерации, федеральные территории и муниципальные образования наряду с установленными формами поддержки вправе оказывать поддержку СО НКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.Соответственно по вопросам порядка получения поддержки следует обращаться в конкретный орган государственной власти, наделенный полномочиями по предоставлению грантовой поддержки.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники