Обзор практики принятия решений по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений во 2 полугодии 2023 года, работы по снижению количества отказов в государственной регистрации
12:00 18.01.2024
В соответствии с подпунктом 20 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее также Управление) является территориальным органом Минюста России, уполномоченным на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.В деятельности по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Управление руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Закон № 97-ФЗ).Согласно части 2 статьи 4 Закона № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.В случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации (часть 7 статьи 4 Закона № 97-ФЗ).Во 2 полугодии 2023 года на государственную регистрацию в Управление поступило 212 муниципальных правовых актов, вносящих изменения в уставы муниципальных образований (11 – муниципальных районов, 1 – городского округа, 43 – городских поселений, 157 – сельских поселений). Зарегистрировано 177 таких муниципальных правовых актов (12 – муниципальных районов, 1 – городского округа, 35 – городских поселений, 129 – сельских поселений).7 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий переход на электронную государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – устав, муниципальный правовой акт соответственно).На основании части 4.1 статьи 3 Закона № 97-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 411-ФЗ) устав, муниципальный правовой акт и необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определяемых Минюстом России.Управлением проведена значительная информационная и разъяснительная работа в целях представления уставов для регистрации в электронном виде. К примеру, в ходе проведения четырех выездных «Дней юстиции» с участием должностных лиц муниципалитетов региона им рассказано о порядке, форматах и преимуществах представления уставов для регистрации в электронном виде.Принятые меры способствовали реализации муниципалитетами предоставленного права, в 2023 году на государственную регистрацию в электронном виде представлено 91% документов, тогда как в 2022 году – 4,5%. Однако главами муниципальных образований Базарносызганский район, Базарносызганского городского поселения, Лапшаурского (2), Сосновоборского (2), Папузинского (2) и Должниковского (2) сельских поселений Базарносызганского района, Новоспасского городского поселения, Красносельского (2), Садовского (2), Троицкосунгурского (3), Коптевского (2) и Фабричновыселковского (2) сельских поселений Новоспасского района, Михайловского сельского поселения Тереньгульского района (2), Гимовского сельского поселения Майнского района (2); Среднеякушкинского и Новочеремшанского сельских поселений Новомалыклинского района, Поспеловского сельского поселения Николаевского района, Цильнинского городского поселения, Красноярского сельского поселения Чердаклинского района документы для государственной регистрации вновь представлены на бумажном носителе, что требует принятия дополнительных мер к изменению ситуации.В анализируемом периоде муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы Управлением не возвращались, чему способствовала разъяснительная работа. Так, 98 проектов рассмотрено рабочими группами по разработке проектов уставов муниципальных образований. Управлением рассмотрено 20 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, при принятии 2 из которых замечания учтены.Управлением продолжена работа по реализации исполнения решения Координационного совета по разработке для городских и сельских поселений области новых актуализированных модельных уставов и изменений в них. В 2023 году совместно с администрацией Губернатора области разработано 6 модельных актов, на основании которых принято 346 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Во взаимодействии с администрацией Губернатора области разработан модельный акт изменений для муниципальных районов, содержащий положения об определении правового портала Минюста России в качестве источника официального опубликования. В настоящее время 20 уставов муниципальных районов (из 21) содержат указанные положения. Соответствующие изменения не внесены в Устав муниципального образования «Базарносызганский район». Устав данного муниципального образования кроме того длительное время не приводится в соответствие с федеральным законодательством.На указанную проблему обращено внимание Губернатора области в информации по итогам работы за 2022 год, соответствующая информация направлена в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Ульяновской области».Управлением 02.06.2023 Инзенскому межрайонному прокурору направлена информация о необходимости принятия мер прокурорского реагирования в целях приведения устава муниципального образования «Базарносызганский район» в соответствие с федеральным законодательством, по результатам рассмотрения которой 06.07.2023 прокурором в Совет депутатов указанного муниципального образования внесено представление об устранении нарушений закона.В результате проведенной работы, в Управление поступил проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав, которым портал Минюста России определен в качестве источника официального опубликования.Изучением данного проекта в Управлении выявлены многочисленные недостатки, в связи с чем главе муниципалитета 09.08.2023 направлена информация с постатейными формулировками.22.12.2023 в Управление поступил доработанный проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав.Приведение устава в соответствие с федеральным законодательством находится на контроле Управления.Положения об определении правового портала Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в качестве источника официального опубликования уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов включены в уставы 142 поселений области.В информационную систему «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований» внесены тексты 357 уставов муниципальных образований Ульяновской области и 4324 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.В целях внесения в указанную информационную систему сведений об источниках и датах официального опубликования актов, прошедших государственную регистрацию, Управлением у глав муниципальных образований дополнительно истребовались соответствующие сведения, об имеющихся фактах непредставления указанных сведений в 2022 году были проинформированы органы прокуратуры и Ассоциация «Совет муниципальных образований Ульяновской области».Принятые меры способствовали представлению указанных сведений и внесению их в реестр.Действия Управления по государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении в них изменений) не обжаловались.В государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации включены все 167 муниципальных образований Ульяновской области (21 муниципальный район, 3 городских округа, 31 городское поселение, 112 сельских поселений). В отчетном периоде, как и в 2022 году, количество муниципальных образований в регионе не менялось, в связи с чем муниципальные образования области в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации не включались и не исключались из него.В целях надлежащего межведомственного взаимодействия, Управлением будет продолжено ведение разъяснительной и методической работы на данном направлении деятельности.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники