О работе Управления по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в апреле 2025 года

06:23 06.05.2025

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) подготовлены заключения на 124 проекта региональных актов, в том числе на 14 проектов законов Удмуртской Республики, 4 проекта актов Главы Удмуртской Республики, 81 проект актов Правительства Удмуртской Республики, 25 проектов ведомственных актов. Из них 62 проекта (50%) имели замечания и предложения, которые учтены органами государственной власти Удмуртской Республики в процессе их доработки (до принятия), в частности, проект закона Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики»; проект Указа Главы Удмуртской Республики «О внесении изменений в Указ Главы Удмуртской Республики от 13 ноября 2024 года № 326 «Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи»; проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики «О межведомственной комиссии Удмуртской Республики по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате», «Об утверждении Порядка формирования перечня новых инвестиционных проектов Удмуртской Республики, в целях реализации которых средства бюджета Удмуртской Республики, высвобождаемые в результате списания задолженности Удмуртской Республики перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, и заключения соглашения о взаимодействии при реализации нового инвестиционного проекта» и другие.В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации внесено и юридически обработано: 8 Законов Удмуртской Республики, 11 Указов Главы Удмуртской Республики, 61 постановление Правительства Удмуртской Республики, 24 ведомственных акта, всего 104 акта.Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 136 региональных актов, среди которых Закон Удмуртской Республики от 14.04.2025 № 18-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О некоторых вопросах предоставления в безвозмездное пользование гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»; Указ Главы Удмуртской Республики от 14.04.2025 № 92 «О дополнительной мере социальной поддержки семей граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» или проходивших военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, либо заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции»; постановления Правительства Удмуртской Республики от 01.04.2025 № 176 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на реализацию телевизионных проектов, направленных на освещение мероприятий по подготовке и проведению празднования 185-летия со дня рождения П.И. Чайковского в 2025 году», от 14.04.2025 № 193 «О Порядке проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием многоквартирных домов, расположенных на территории Удмуртской Республики», от 16.04.2025 № 201 «Об обеспечении временного социально-бытового обустройства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, эвакуированных из Сирийской Арабской Республики в Российскую Федерацию, находящихся в пунктах временного размещения на территории Удмуртской Республики» и другие.В результате проведения правовой экспертизы, в том числе повторной, противоречия федеральному законодательству выявлены в следующих региональных актах:постановлении Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2024  № 719 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2025 № 144, от 14.05.2025 № 195), поскольку утвержденные названным постановлением Правительства Удмуртской Республики отдельные нормативы, в числе которых нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики, на 2025-2027 годы: на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (2025 – 2027 годы); на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода (2025 – 2027 годы) не соответствуют средним нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленным Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1940, и являются в сравнении с ними заниженными;постановлении Правительства Удмуртской Республики от 28.03.2025  № 174 «О дополнительной мере социальной поддержки членов семей участников специальной военной операции в виде безвозмездного обеспечения твердым топливом (дровами) на отопление жилых помещений (домовладений)» (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 174), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.Так, Федеральным законом от 19.12.2022 № 551-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 551-ФЗ) внесено изменение в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ), которым названный Федеральный закон дополнен статьей 5.3, устанавливающей основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – меры социальной поддержки). В целях совершенствования осуществления органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, процессов назначения и предоставления мер социальной поддержки Правительством Российской Федерации устанавливаются основные требования к осуществлению указанных процессов, а именно: обязательное обеспечение мер социальной поддержки в электронном виде, с возможностью подачи заявления о их предоставлении с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг; получение документов и сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; подписание электронных документов, содержащих решения органов и организаций, в отношении заявлений о предоставлении мер социальной поддержки с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.Основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной поддержки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 564 «Об утверждении основных требований к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат», пунктом 2 которого установлено, что данное постановление применяется с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона № 551-ФЗ.В силу части 3 статьи 2 Федерального закона № 551-ФЗ субъекты Российской Федерации, обеспечивающие исключительно за счет средств субъектов Российской Федерации предоставление мер социальной поддержки, вправе самостоятельно устанавливать требования к осуществлению процессов предоставления мер социальной поддержки с использованием информационных систем субъектов Российской Федерации, в том числе региональных порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, с учетом положений статьи 5.3 Федерального закона № 178-ФЗ.Однако Порядком безвозмездного обеспечения твердым топливом (дровами) членов семей участников специальной военной операции на отопление жилых помещений (домовладений), утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики № 174, вышеназванные положения федерального законодательства не учтены, а именно не предусмотрены: возможность подачи заявления о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки и получении результата его рассмотрения в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных информационных систем; получение документов и сведений, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;постановлениях Правительства Удмуртской Республики:от 25.01.2023 № 31 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53),от 30.09.2021 № 533 «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре)» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 31.01.2022 № 33, от 21.06.2022 № 316, от 25.01.2023 № 32, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53),от 30.09.2021 № 535 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.01.2023 № 30, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53),от 26.11.2021 № 649 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.01.2023 № 30, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53),от 29.10.2021 № 593 «О региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.03.2022 № 135, от 25.01.2023 № 32, от 31.05.2023 № 355, от 31.08.2023 № 585, от 08.02.2024 № 53),от 30.09.2021 № 539 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.06.2023 № 408, от 28.11.2023 № 771, от 05.12.2023 № 812, от 10.01.2025 № 4),от 29.09.2021 № 527 «Об организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.02.2022 № 69, от 21.04.2023 № 255, от 13.11.2023 № 728, от 19.07.2024 № 378, от 27.09.2024 № 515), поскольку отдельные положения названных постановлений Правительства Удмуртской Республики не соответствуют Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым в Федеральный закон № 248-ФЗ внесены изменения, касающиеся организации и осуществления государственного контроля (надзора);приказе Агентства печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики от 28.10.2024 № 01-05/153 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий на иные цели автономным учреждениям Удмуртской Республики, подведомственным Агентству печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики» (далее – Приказ № 01-05/153), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному законодательству в связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации: от 20.02.2024 № 190 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. № 203» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 190); от 11.09.2024 № 1248 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1248).Так, подпунктом «а» пункта 4 общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям  субсидий на иные цели (далее – учреждения, субсидии), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 № 203 (далее – общие требования) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1248) установлено, что в целях определения условий и порядка предоставления субсидии в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченных ими органов государственной власти (государственных органов), муниципальных правовых актах местной администрации или уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающих порядок определения объема и условия предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий (далее – правовые акты) указывается перечень документов, представляемых учреждениями главному распорядителю бюджетных средств для получения субсидии (требования к указанным документам). Однако пунктом 6 Порядка определения объема и условия предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий на иные цели автономным учреждениям Удмуртской Республики, подведомственным Агентству печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики, утвержденного Приказом № 01-05/153 (далее – Порядок), устанавливающим перечень документов, направляемых автономными учреждениями Удмуртской Республики, подведомственными Агентству печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики для получения субсидии, требования к указанным документам не предусмотрены.Кроме того подпунктом д(1) пункта 7 общих требований (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 190) установлено, что в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указывается положение о проведении достижения значений результатов предоставления субсидии и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее – мониторинг). Действие данного положения применяется начиная с предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели в 2025 году (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации № 190).Вместе с тем Порядком проведение мониторинга не предусмотрено.Также пунктом 6 общих требований (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1248) установлены требования к отчетности, предусматривающие определение порядка, сроков и формы представления бюджетными и автономными учреждениями отчетности о достижении результатов предоставления субсидии, отчетности о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии, иных показателей (при их установлении) и отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия. Однако Порядком данные требования не учтеныЗа указанный период в соответствие с федеральным законодательством приведены следующие региональные нормативные правовые акты:постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.08.2021  № 431 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики юридическим лицам, осуществляющим формирование правоустанавливающих и иных документов, документов технического учета и идентификации объектов газораспределения, находящихся в государственной собственности»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 07.11.2019  № 503 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом, на возмещение затрат по строительству таких объектов»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 27.07.2015   № 369 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий для поддержки театров и государственных профессиональных образовательных организаций Удмуртской Республики, осуществляющих подготовку кадров в области культуры и искусства в Удмуртской Республике»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 01.03.2018  № 52 «Об утверждении Правил предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям субсидий из бюджета Удмуртской Республики на реализацию программ социальной поддержки отдельных категорий граждан»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013  № 622 «Об утверждении Правил расходования субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике, предоставляемых в целях финансового обеспечения отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики в сфере архивного дела»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2023  № 775 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Удмуртской Республики юридическим лицам, осуществляющим дорожную деятельность (за исключением проектирования) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.06.2022  № 343 «Об утверждении Порядка предоставления организациям железнодорожного транспорта общего пользования за счет средств бюджета Удмуртской Республики субсидии на возмещение части затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по реконструкции (строительству) и вводу в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и обустройству прилегающих территорий»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014  № 585 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики»;приказ Министерства по физической культуре и спорту Удмуртской Республики от 29.12.2020 № 537а «Об утверждении Порядка определения объема и условия предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Удмуртской Республики, подведомственным Министерству по физической культуре и спорту Удмуртской Республики»;приказ Государственного комитета Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям от 23.04.2021 № 54 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления бюджетным учреждениям Удмуртской Республики, подведомственным Государственному комитету Удмуртской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, субсидий на иные цели»;приказ Агентства печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики от 01.02.2021 № 01-05/016 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий на иные цели автономным учреждениям Удмуртской Республики, подведомственным Агентству печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики».С учетом изложенного по состоянию на 31.03.2025 в Удмуртской Республике действует 37 нормативных правовых актов, в которых Управлением выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (перечень прилагается).В апреле 2025 года по поручению Минюста России, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подготовлены и направлены: информация о нормативных правовых актах Удмуртской Республики, в которых противоречия федеральному законодательству не устраняются более шести месяцев, более года, более двух лет;информация о региональных нормативных правовых актах в сфере установления льгот и мер социальной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей;информация о реализации исполнительными органами Удмуртской Республики полномочий по оценке соответствия качества оказываемых некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям.В рамках работы по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации Управлением зарегистрирован 1 муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования. Фактов оставления решений без рассмотрения и возврата их без регистрации, а также отказов в государственной регистрации указанных актов не было.Перечень действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики, содержащих противоречия федеральному законодательству, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, и не приведенных в соответствие с федеральным законодательством, по состоянию на 30 апреля 2025 года, DOC, 
132,5 КБ РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники