О работе Управления по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в марте 2025 года

09:47 01.04.2025

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) подготовлены заключения на 107 проектов региональных актов, в том числе на 16 проектов законов Удмуртской Республики, 9 проектов актов Главы Удмуртской Республики, 57 проектов актов Правительства Удмуртской Республики, 25 проектов ведомственных актов. Из них 58 проектов (54%) имели замечания и предложения, которые учтены органами государственной власти Удмуртской Республики в процессе их доработки (до принятия), в частности, проект закона Удмуртской Республики «О внесении изменения в статью 7 Закона Удмуртской Республики «О мерах дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг»; проект Указа Главы Удмуртской Республики «Об утверждении перечня проектов документов в области охраны окружающей среды и природопользования, являющихся объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня»; проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики «О региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Удмуртской Республики», «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации благоустройства» и другие.В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации внесено и юридически обработано: 11 Законов Удмуртской Республики, 10 Указов Главы Удмуртской Республики, 59 постановлений Правительства Удмуртской Республики, 20 ведомственных актов, всего 100 актов.Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 109 региональных актов, среди которых Законы Удмуртской Республики от 28.02.2025 № 1-РЗ «О введении на территории Удмуртской Республики специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения», от 07.03.2025 № 7-РЗ «Об установлении на территории Удмуртской Республики пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков – российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний»; Указы Главы Удмуртской Республики от 03.03.2025 № 51 «О единовременной выплате отдельным категориям граждан в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», от 04.03.2025 № 55 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», от 06.03.2025 № 60 «Об Общественном совете региональной программы «СВОй резерв 18» при Главе Удмуртской Республики»; постановления Правительства Удмуртской Республики от 28.02.2025 № 99 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты работникам культуры, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с числом жителей до 50 тысяч человек, расположенные на территории Удмуртской Республики», от 03.03.2025 № 104 «Об утверждении Порядка обеспечения детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении в течение первого года жизни по заключению врачей смесями для энтерального питания», от 06.03.2025 № 110 «О Порядке обеспечения беременных женщин и кормящих матерей полноценным питанием по заключению врачей» и другие.В результате проведения правовой экспертизы противоречия федеральному законодательству выявлены в следующих региональных актах:Законе Удмуртской Республики от 12.12.2019 № 69-РЗ «Об отдельных запретах и ограничениях продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе безалкогольных энергетических напитков) на территории Удмуртской Республики» и о внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (в редакции Закона Удмуртской Республики от 07.03.2025 № 69-РЗ) (далее – Закон Удмуртской Республики № 69-РЗ), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.Так, пунктом 4 статьи 3 Закона Удмуртской Республики № 69-РЗ установлено, что на территории Удмуртской Республики не допускается продажа безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных энергетических напитков посредством торговых автоматов.Поскольку Федеральным законом от 08.08.2024 № 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлен закрытый перечень объектов, на которых законами субъектов Российской Федерации может быть установлен запрет продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), а дополнительно могут быть установлены лишь ограничения времени и мест продажи таких напитков, установленный Законом Удмуртской Республики № 69-РЗ запрет продажи указанных напитков посредством торговых автоматов противоречит нормам названного федерального закона, не предоставляющего субъекту Российской Федерации полномочий устанавливать такие запреты;постановлении Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2024  № 719 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2025 № 144), поскольку утвержденные названным постановлением Правительства Удмуртской Республики отдельные нормативы, в числе которых нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики, на 2025-2027 годы: на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (2025 – 2027 годы); на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода (2025 – 2027 годы) не соответствуют средним нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленным Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 № 1940, и являются в сравнении с ними заниженными;постановлении Правительства Удмуртской Республики от 16.05.2005 № 83 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 29.01.2007 № 8, от 06.10.2008 № 239, от 23.03.2009 № 55, от 28.12.2009 № 382, от 15.08.2011 № 283, от 14.09.2011 № 329, от 09.04.2012 № 151, от 21.06.2013 № 261, от 16.12.2013 № 582, от 27.10.2014 № 407, от 24.11.2014 № 472, от 26.01.2015 № 10, от 02.11.2015 № 504, от 30.05.2016 № 223, от 29.05.2017 № 228, от 29.12.2017 № 578, от 28.08.2018 № 355, от 28.12.2018 № 563, от 02.04.2019 № 127, от 14.10.2019 № 467, от 25.12.2019 № 600, от 30.06.2020 № 278, от 03.08.2020 № 358, от 22.03.2021 № 134, от 27.09.2021 № 507, от 30.12.2021 № 729, от 03.07.2023 № 438, от 05.12.2023 № 812, от 07.03.2025 № 122) (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 83), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному и региональному законодательству в силу следующего.Частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, региональными инновационными площадками по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.Кроме того, пунктом 9 части 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 21.03.2014 № 11-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» (далее – Закон Удмуртской Республики № 11-РЗ) к полномочиям исполнительного органа Удмуртской Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее – уполномоченный орган), отнесено установление порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, инновационными площадками Удмуртской Республики по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, а также утверждение их перечня.В этой связи подпункт 29 пункта 9 Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики № 83 (далее – Положение), не соответствует вышеназванному положению регионального законодательства в части отсутствия закрепленного полномочия об утверждении перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, признанных инновационными площадками Удмуртской Республики.Частью 6.6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.Помимо этого, пунктом 5 части 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики № 11-РЗ предусмотрено, что к полномочиям уполномоченного органа относится участие в разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).Однако подпункт 40 пункта 9 Положения определяет участие Министерства образования и науки Удмуртской Республики в проведении экспертизы примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).Согласно части 6 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.Участие уполномоченного органа в проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Удмуртской Республики, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке установлено пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики № 11-РЗ.Между тем подпунктом 39 пункта 9 Положения предусмотрено, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики участвует в проведении экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Удмуртской Республики, реализации прав граждан на получение образования на удмуртском языке и изучение удмуртского языка.Кроме того, частью 8 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке.Пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики № 11-РЗ к полномочиям уполномоченного органа отнесено участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, иным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), обеспечивающим учет региональных, национальных, этнокультурных особенностей Удмуртской Республики, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем Положением такие полномочия не установлены.Также в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.Частью 9 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (часть 11 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ).Кроме того, государство в лице уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 12 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ).Аналогичные полномочия уполномоченного органа установлены пунктами 9.1 – 9.4 части 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики № 11-РЗ. При этом Положением названные полномочия не установлены;постановлении Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2025   № 128 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии» (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 128), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.Так, согласно пункту 2 части 5 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) положением о виде государственного контроля (надзора) (далее - вид контроля) определяются критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска (часть 2 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ).При этом Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики № 128 (далее – Положение), не установлены категории риска, а также критерии отнесения объектов контроля к категориям риска.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор) вправе осуществлять должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.Однако подпункт 12 пункта 5 Положения, наделяющий «уполномоченный орган» полномочием утверждать приказом перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного (контроля) надзора, не соответствует названным требованиям Федерального закона № 248-ФЗ.На основании частей 3, 8 и 9 статьи 50 Федерального закона № 248-ФЗ положением о виде контроля определяются: порядок консультирования; учет консультирования; положения, согласно которым консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.Между тем пунктами 24 и 25 Положения вышеназванные положения не предусмотрены.Статьей 52 Федерального закона № 248-ФЗ урегулированы вопросы, касающиеся проведения профилактического визита. В силу части 2 названной статьи в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.Вместе с тем пунктом 27 Положения предусмотрено, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля.Частями 1 и 2 статьи 52.1 Федерального закона № 248-ФЗ определены основания проведения обязательных профилактических визитов. Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба) (часть 1 статьи 25 Федерального закона № 248-ФЗ).Однако пункт 30 Положения, устанавливающий основания проведения обязательного профилактического визита лишь в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона № 248-ФЗ, не соотносится с вышеназванными положениями Федерального закона № 248-ФЗ.В силу части 8 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, может быть принято решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 названного Федерального закона.Между тем пунктом 41 Положения установлено, что в случае выявления по результатам выездного обследования признаков нарушения обязательных требований контрольный (надзорный) орган принимает, в том числе решение о выдаче предостережения о необходимости соблюдения обязательных требований.В соответствии с частями 2, 3 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Оформление указанного акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.Однако пунктом 67 Положения установлено, что акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется в течение 5 рабочих дней со дня завершения такого контрольного (надзорного) мероприятия.Частью 8 статьи 31 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что положением о виде контроля устанавливаются случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.Вместе с тем вышеназванные требования Федерального закона № 248-ФЗ в Положении также не учтены.За указанный период в соответствие с федеральным законодательством приведены следующие региональные нормативные правовые акты:Закон Удмуртской Республики от 25.07.2012 № 48-РЗ «О ставках налога на игорный бизнес»;постановление Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2023 № 890 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;приказ Министерства цифрового развития Удмуртской Республики от 21.07.2022 № 127 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям Удмуртской Республики, в отношении которых Министерство цифрового развития Удмуртской Республики осуществляет функции и полномочия учредителя».С учетом изложенного по состоянию на 31.03.2025 в Удмуртской Республике действует 39 нормативных правовых актов, в которых Управлением выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (перечень прилагается).В марте 2025 года по поручению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подготовлена и направлена информация о результатах деятельности по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы за 2022-2024 г.г.В рамках работы по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации Управлением зарегистрировано 4 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципального образования. Фактов оставления решений без рассмотрения и возврата их без регистрации, а также отказов в государственной регистрации указанных актов не было.Перечень действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики, содержащих противоречия федеральному законодательству, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, и не приведенных в соответствие с федеральным законодательством, по состоянию на 31 марта 2025 года, DOC, 
140,0 КБ РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники