О работе Управления по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в июне 2024 года

15:00 03.07.2024

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление) подготовлены заключения на 81 проект региональных актов, в том числе на 12 проектов законов Удмуртской Республики, 8 проектов актов Главы Удмуртской Республики, 50 проектов актов Правительства Удмуртской Республики, 11 проектов ведомственных актов. Из них 34 проекта (42%) имели замечания и предложения, которые учтены органами государственной власти Удмуртской Республики в процессе их доработки (до принятия), в частности, проекты законов Удмуртской Республики «О внесении изменения в Закон Удмуртской Республики «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Удмуртской Республике»; проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении Положения о порядке предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидии Межрегиональной общественной организации Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш», «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидии акционерному обществу «Аэропорт Ижевск» в виде вклада в денежной форме в имущество данного акционерного общества, не увеличивающего его уставный капитал и не изменяющего номинальную стоимость акций», «О предоставлении государственной поддержки в рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 июля 2021 года № 340 «О предоставлении государственной поддержки в рамках реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и другие.В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации внесено и юридически обработано: 9 Законов Удмуртской Республики, 7 Указов Главы Удмуртской Республики, 58 постановлений Правительства Удмуртской Республики, 29 ведомственных актов, всего 103 акта.Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза, в том числе повторная, 126 региональных актов, среди которых Закон Удмуртской Республики от 24.06.2024 № 30-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»; Указ Главы Удмуртской Республики от 13.06.2024 № 153 «Об охранной зоне памятника природы регионального значения «Истоки р. Иж»; постановления Правительства Удмуртской Республики от 03.06.2024 № 283 «Об утверждении Положения о памятниках и мемориальных досках на территории Удмуртской Республики», от 06.06.2024 № 288 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Удмуртской Республики», от 27.06.2024 № 330 «Об утверждении Порядка реализации мероприятий по осуществлению контроля за обеспечением антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), расположенных на территории Удмуртской Республики» и другие.В результате проведения правовой экспертизы, в том числе повторной,  противоречия федеральному законодательству выявлены в следующих региональных актах:Законе Удмуртской Республики от 22.10.2013 № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» (в редакции Законов Удмуртской Республики от 12.03.2014 № 7-РЗ, от 09.07.2015 № 51-РЗ, от 11.12.2015 № 86-РЗ, от 04.07.2016 № 42-РЗ, от 28.12.2016 № 96-РЗ, от 16.11.2018 № 69-РЗ, от 03.04.2019 № 11-РЗ, от 08.07.2019 № 34-РЗ, от 27.12.2019 № 77-РЗ, от 20.07.2020 № 48-РЗ, от 24.10.2023 № 93-РЗ, от 14.11.2023 № 100-РЗ) (далее – Закон Удмуртской Республики № 64-РЗ), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствуют федеральному законодательству в силу следующего.Так, Федеральным законом от 19.12.2023 № 601-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 5.2, согласно которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и сведения о которой отражены в этой программе при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в региональную программу капитального ремонта указанных в настоящей части изменений. С даты возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственники помещений, расположенных в указанной части многоквартирного дома, уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии с решением об определении способа формирования фонда капитального ремонта, принятым и реализованным собственниками помещений в таком многоквартирном доме до даты ввода в эксплуатацию указанной части многоквартирного дома, если после этой даты собственниками помещений в таком многоквартирном доме не принято иное решение.Вместе с тем согласно части 6 статьи 5 Закона Удмуртской Республики № 64-РЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, но не ранее семи календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.Дифференцированный порядок начисления взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию поэтапно, установленный частью 5.2 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Удмуртской Республики № 64-РЗ не предусмотрен, что требует приведения его в соответствие с указанными изменениями федерального законодательства;постановлении Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2023   № 890 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25.03.2024 № 150, от 27.04.2024 № 236, от 03.06.2024 № 282), в связи с тем, что утвержденные данным постановлением отдельные нормативы, в числе которых нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики, на 2024 – 2026 годы: на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (2025 – 2026 годы); на один случай обращения по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (2025 – 2026 годы); на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь) (2025 – 2026 годы); на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров (специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь) (2024 – 2026 годы); на 1 случай госпитализации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (2024 – 2026 годы); на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами (2025 – 2026 годы); на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами (в том числе для детского населения) (2025 – 2026 годы); на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) (2024 – 2026 годы), а также подушевые нормативы финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики (в расчете на 1 жителя) в 2024–2026 годы, не соответствуют средним нормативам финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средним подушевым нормативам финансирования, предусмотренным за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя), установленным Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353, и являются в сравнении с ними заниженными;постановлении Правительства Удмуртской Республики от 11.04.2022  № 187 «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике для проведения национальных праздников» (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 187), поскольку его отдельные положения не соответствуют федеральному и региональному законодательству в силу следующего.Так, согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» утверждено Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации, устанавливающее правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать нормы указанного Положения при установлении порядка разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.Порядок разработки и реализации государственных программ Удмуртской Республики утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2023 № 458 (далее – Порядок).Порядком установлены правила разработки и реализации государственных программ Удмуртской Республики, реализуемых с 2024 года и в последующие периоды.В соответствии с пунктом 2 Порядка под структурными элементами государственной программы понимаются региональные проекты и ведомственные проекты, в совокупности составляющие проектную часть государственной программы, а также комплексы процессных мероприятий.Документы, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с Порядком, входящие в структуру государственной программы, определены пунктом 5 Порядка.При этом в силу пункта 27 Порядка нормативным правовым актом Правительства Удмуртской Республики об утверждении государственной программы утверждаются:1) стратегические приоритеты государственной программы;2) правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики местным бюджетам в рамках государственной программы (в случае, если государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий);3) иные документы, необходимые для обеспечения реализации государственной программы, указанные в подпунктах 5 - 8 пункта 5, пункте 15 Порядка.Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2023 № 778 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений» утверждена государственная программа Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», в рамках которой реализация подпрограмм не предусмотрена. Кроме того, названным постановлением Удмуртской Республики признано утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 19.08.2013     № 372 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений» (далее – постановление Правительства Удмуртской Республики № 372).Вместе с тем пунктом 1 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике для проведения национальных праздников, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики № 187, предусмотрено, что названный Порядок устанавливает методику распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике для проведения национальных праздников в рамках подпрограммы «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики № 372.Таким образом, предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики для проведения национальных праздников в рамках подпрограммы «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики № 372, противоречит вышеназванным нормам федерального и регионального законодательства;приказе Министерства экономики Удмуртской Республики от 10.11.2016 № 215 «Об утверждении регламента работы в государственной информационной системе Удмуртской Республики «Интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики» (в редакции приказа Министерства экономики Удмуртской Республики от 03.06.2024 № 146), поскольку выявлено, что его отдельные положения не соответствует федеральному и региональному законодательству в силу следующего.Так, подпунктом 2 пункта 2 регламента работы в государственной информационной системе Удмуртской Республики «Интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики, утвержденного названным приказом, установлено понятие разработчика нормативного правового акта Удмуртской Республики, которое предполагает в качестве разработчика нормативного правового акта Удмуртской Республики, в том числе, орган местного самоуправления муниципального образования в Удмуртской Республике, разработавшего проект муниципального нормативного правового акта.Вместе с тем в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.Система муниципальных правовых актов установлена частью 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ.В то же время Законом Удмуртской Республики от 11.12.2014 № 75-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, оценке фактического воздействия и экспертизе нормативных правовых актов в Удмуртской Республике» понятия разработчика проекта нормативного правового акта и разработчика проекта муниципального нормативного правового акта Удмуртской Республики разграничены.Таким образом, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, разработавшие проект муниципального правового акта не могут являться разработчиком нормативного правового акта Удмуртской Республики.За указанный период в соответствие с федеральным законодательством приведены следующие региональные акты:Закон Удмуртской Республики от 25.12.2023 № 115-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;постановления Правительства Удмуртской Республики:от 27.05.2021 № 265 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами»;от 29.09.2021 № 529 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Удмуртской Республики»;от 22.12.2014 № 522 «О Министерстве финансов Удмуртской Республики»;от 25.05.2015 № 264 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов Удмуртской Республики»;от 16.11.2009 № 329 «О мерах по реализации в Удмуртской Республике мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;от 23.05.2016 № 212 «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок»;от 17.04.2017 № 145 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок в Удмуртской Республике»;от 12.02.2021 № 65 «Об утверждении Положения о порядке предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы по переоборудованию транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением такими лицами скидки владельцам транспортных средств на указанные работы».С учетом изложенного по состоянию на 30.06.2024 в Удмуртской Республике действует 27 нормативных правовых актов, в которых Управлением выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (перечень прилагается).В июне 2024 года по поручению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области подготовлены:обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов в Удмуртской Республике;информация о действующих нормативных правовых актах Удмуртской Республики, регулирующих вопросы казачества;информация по результатам мониторинга законодательства Удмуртской Республики в сфере местного самоуправления (за период с 01.01.2024 по 30.06.2024).В рамках работы по осуществлению государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации Управлением зарегистрировано 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципального образования. Фактов оставления решений без рассмотрения и возврата их без регистрации, а также отказов в государственной регистрации указанных актов не было.Перечень действующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики, содержащих противоречия федеральному законодательству, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, и не приведенных в соответствие с федеральным законодательством, по состоянию на 30 июня 2024 года, DOC, 
107,5 КБ РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники