Вопросы использования информационных технологий в сфере оказания бесплатной юридической помощи, правового просвещения и правового информирования граждан были рассмотрены на заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.
14:01 03.06.2024
31 мая т.г. состоялось заседание Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. В повестку дня были включены два вопроса: - Использование информационных технологий в сфере оказания бесплатной юридической помощи - О межведомственном взаимодействии в сфере правового просвещения граждан в Чувашской Республике. Начальник Управления Ольга Никонова, открывая заседание, отметила, что оба вопроса имеют самую тесную взаимосвязь, так как бесплатная юридическая помощь, правовое просвещение и информирование, правовое обучение и воспитание, предупреждение совершения правонарушений – это все звенья одной цепи в обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в повышении уровня правосознания и правовой культуры общества. При этом одним из стратегических приоритетов развития России на ближайшие годы является внедрение цифровых технологий и цифровое развитие, в том числе в системе управления как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и муниципалитетов. Минюстом России внедряется подсистема «Единый государственный портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи «ФГИС «Правовая помощь». С 20.12.2022 ФГИС «Правовая помощь» работает в экспериментальном режиме в 10 пилотных регионах (в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Кемеровской, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской и Ульяновской областях). Она позволяет обеспечить повышение доступности БЮП, предоставление гражданам и всем участникам государственной и негосударственной систем БЮП единого цифрового пространства для правового информирования, правового просвещения и предоставления населению равного доступа к квалифицированной БЮП, а также минимизировать случаи предоставления некачественной юридической помощи. Одним из основных компонентов ФГИС «Правовая помощь» стал Единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи «ВПРАВЕ.РФ», который работает в связке с Порталом государственных и муниципальных услуг. Порталом может воспользоваться любой гражданин для получения правовой информации. Кроме того, граждане, имеющие право на получение БЮП, смогут получить консультации квалифицированных юристов. Исполняющий обязанности руководителя Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции Игорь Михайлов отметил в своем докладе, что в республике право на получение бесплатной юридической помощи имеют 58 категорий граждан. С начала действия Закона Чувашской Республики от 30.03.2012 № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике бесплатную юридическую помощь получили более 600 тысяч граждан. В целях сокращения сроков оказания бесплатной юридической помощи и исключения истребования адвокатами у граждан сведений, имеющихся в базе данных Единой государственной информационной системы «Адресная социальная помощь» Чувашской Республики о получателях такой помощи, доработано программное обеспечение данной информационной системы посредством обеспечения доступа адвокатов к ней путем передачи им информации об обезличенном признаке наличия или отсутствия права граждан на получение такой помощи. Также в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в республике создаются условия для получения бесплатной юридической помощи в дистанционном онлайн-формате. В 2022 году проведена работа по внедрению в республике онлайн формата оказания гражданам бесплатной юридической помощи «Теле МФЦ», который наиболее актуален для граждан, проживающих в отдаленных уголках республики, но имеющих доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет. Кроме того, в целях совершенствования процесса оказания бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан в республике ведется работа по внедрению информационной системы «Социальный адвокат Чувашской Республики». Уникальность этой информационной системы в том, что процесс получения бесплатной юридической помощи будет полностью автоматизирован. Для записи на прием к адвокату и получения услуги гражданину достаточно будет войти в систему и авторизоваться с помощью Портала государственных и муниципальных услуг. Прием адвокатами будет осуществляться в дистанционном формате. Ввод в эксплуатацию информационной системы «Социальный адвокат Чувашской Республики» запланирован на 4 квартал 2024 года. Президент Адвокатской палаты Чувашской Республики Елена Кузьмина обратила внимание собравшихся, что в Чувашской Республике перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, широк по сравнению с другими регионами и это во много благодаря совместной работе адвокатского сообщества и исполнительных органов государственной власти региона. Использование вышеперечисленных информационных технологий в сфере бесплатной юридической помощи является прорывом с точки зрения её доступности, однако потенциальные получатели бесплатной юридической помощи недостаточно информированы о такой возможности. Начальник отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Румия Багаутдинова рассказала о работе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в сфере правового просвещения населения и межведомственном взаимодействии в этой сфере, указав на целесообразность формирования на полугодовой или годовой основе межведомственного и ведомственных планов правового просвещения в целях достижения эффективных результатов в повышении правового сознания и правовой культуры граждан. Заместитель министра образования Чувашской Республики Марина Лежнина и начальник правового отдела Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Александр Журавлев рассказали о проводимой среди подрастающего поколения работе по правовому просвещению и профилактике правонарушений. Участники заседания выразили желание подготовить информационные материалы, содержащие правовые ответы на различные жизненные ситуации, в форме, доступной для восприятия школьников и родительского сообщества. РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники