Мониторинг применения нормативных правовых актов Республики Алтай при проверке их соответствия федеральному законодательству
09:45 01.04.2025
Единство правового пространства Российской Федерации, закрепленное в Конституции Российской Федерации, невозможно обеспечить без оценки эффективности действия нормативных правовых актов в правоприменении. Одной из важных форм оценки и контроля вопросов реализации права является мониторинг правоприменения нормативных правовых актов. При этом роль мониторинга не ограничивается только собственно правоприменительной сферой, поскольку непосредственным образом он связан и с правотворчеством.Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими на федеральном уровне вопросы проведения мониторинга правоприменения являются: Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657, которым утверждено Положение о мониторинге правоприменения (далее – Указ № 657), и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694, утверждающее Методику осуществления мониторинга. Основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации.Мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены), в том числе законодательных и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Правовые основы мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Алтай в целях определения эффективности их действия, осуществления контроля за их соблюдением и исполнением, противодействия коррупции, совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Алтай, государственных органов Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай, установлены Законом Республики Алтай от 04.10.2012 № 49-РЗ «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Алтай» (далее – Закон № 49-РЗ).В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 49-РЗ по целям проведения различаются следующие виды мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай:1) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай для осуществления контроля за их соблюдением и исполнением;2) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай для выявления и устранения в них коррупциогенных факторов;3) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай для установления их соответствия федеральному законодательству.Статьей 4 Закона № 49-РЗ установлено, что исполнителями мониторинга правоприменения могут являться органы государственной власти Республики Алтай, государственные органы Республики Алтай, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления в Республике Алтай в рамках установленной компетенции.На основании части 2 статьи 4 Закона № 49-РЗ постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 19.06.2013 № 29-39 утверждено Положение «О порядке проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Государственным Собранием - Эл Курултаи Республики Алтай».Согласно пункту 1.4 данного Положения мониторинг проводится в целях, установленных Указом № 657, а также в целях:1) совершенствования нормативных правовых актов;2) реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;3) выявления и устранения противоречий, пробелов, дублирования в правовом регулировании;4) выявления невостребованных или не применяемых на практике положений нормативных правовых актов;5) оценки соответствия практики применения нормативных правовых актов целям правового регулирования.Порядок проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Правительством Республики Алтай, утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 19.11.2012 № 285.Проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, принятых исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляется в порядке, установленном соответствующим исполнительным органом государственной власти Республики Алтай.Правительство Республики Алтай, в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона № 49-РЗ осуществляет координацию мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Республики Алтай, проводимого исполнительными органами государственной власти Республики Алтай.Следует отметить, что регламентирующие проведение мониторинга правоприменения нормативные правовые акты Республики Алтай направлены на всестороннее усовершенствование региональной нормативной правовой базы. Результаты мониторинга правоприменения должны использоваться для устранения выявленных правоприменительных проблем, для совершенствования законодательства, для учёта в повседневной деятельности органов власти, а также недопущения противоречий нормам федерального законодательства.Таким образом, мониторинг правоприменения позволяет получить объективную информацию о практике реализации законодательных актов и установить конкретные результаты правоприменительной практикой, о необходимости внесения изменений в региональное законодательство или об отсутствии таковой. Данный подход к организации работы по изменению положений законодательства является наиболее приемлемым, поскольку позволяет избегать ситуативных корректировок законодательства, и способствует построению более эффективной системы правового регулирования.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники