Итоги правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов края и их проектов, ведения федерального регистра в сентябре 2023 года
12:58 05.10.2023
Управлением в сентябре 2023 года проведена правовая и антикоррупционная экспертиза, в том числе повторная, 215 нормативных правовых актов Забайкальского края (далее – НПА) и 31 проекта НПА.По результатам проведенных экспертиз в отношении 4 проектов НПА высказаны замечания, в том числе в 1 – выявлено нарушение федерального законодательства и коррупциогенный фактор. В 4 НПА выявлены нарушения федерального законодательства, в том числе в 3 НПА – коррупциогенные факторы. Так, в ходе рассмотрения проекта закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «Об административных правонарушениях» (далее – проект закона), представленного на согласование Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края установлено, что данный законопроект противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям:1) Согласно проекту закона неисполнение в установленный срок решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, –влечет наложение административного штрафа на граждан – от одной тысячи до двух тысяч пятьсот рублей, должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.В соответствии с пунктом 8 Положения о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2008 № 140, решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения всеми исполнительными органами Забайкальского края, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и общественными объединениями.Следовательно, решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не являются обязательными для граждан.Противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае в соответствии с подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика), является коррупциогенным фактором – нормативные коллизии.2) Согласно проекту закона те же действия, совершенные в режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, -влекут наложение административного штрафа на граждан – от трех тысяч до шести тысяч рублей, должностных лиц – от двадцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.В соответствии с частью 1 статьи 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей.В силу части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ случаи установления административного штрафа в размере, превышающем пять тысяч рублей для граждан и пятьдесят тысяч рублей для должностных лиц, предусматриваются исключительно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.Таким образом, проект закона противоречит части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в части установления размера административного штрафа в размере, превышающем пять тысяч рублей для граждан и пятьдесят тысяч рублей для должностных лиц.Кроме того, нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики, является коррупциогенным фактором – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции. В ходе проведения правовой экспертизы приказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 16.08.2023 № 1118 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление опеки или попечительства» установлено, что подпункт «и» пункта 1 подраздела 3.3.4.1 и подпункт «д» пункта 1 подраздела 3.4.4.1 раздела 3 Административного регламента противоречат пунктам 4 и 4.1 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью недееспособных дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 (далее – Правила), а так же подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) в части расширения перечня документов, представляемых гражданином, выразившим желание стать опекуном (гражданами, выразившими желание стать опекунами).Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые гражданин (граждане) должны предъявить самостоятельно, установленный пунктом 1 подраздела 3.3.4.1 и пунктом 1 подраздела 3.4.4.1 раздела 3 Административного регламента, содержит акт об обследовании условий жизни граждан, претендующих на получение услуги.При этом, пункты 4 и 4.1 Правил, определяющие перечень документов, представляемых гражданином, выразившим желание стать опекуном (гражданами, выразившими желание стать опекунами) в орган опеки и попечительства по месту жительства, акта об обследовании условий жизни указанных категорий граждан не содержит.Кроме того, подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлен запрет на требование от заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.Кроме того, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики, является коррупциогенным фактором – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. В ходе проведения повторной правовой экспертизы приказа Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 12.04.2018 № 8-н/п «Об утверждении административного регламента Министерства природных ресурсов Забайкальского края по предоставлению государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца» (в последней редакции приказа Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 24.04.2020 № 15-н/п) установлено его противоречие действующему федеральному законодательству в части:- пункты 2.6.3, 2.6.4 подраздела 2.6 раздела 2 Административного регламента противоречат пункту 8 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2011 № 13, в части установления иных требований к документам, предоставляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета;- в абзаце 5 пункта 2.9.3 подраздела 2.9, абзаце 7 пункта 3.3.2 подраздела 3.3 Административного регламента содержатся положения о требовании полностью указывать фамилию, имя, отчество.Данные положения, содержащие требования указывать отчество физического лица без формулировки «при наличии», противоречат статье 58 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу национальных обычаев отчество у физического лица может отсутствовать.Установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики, является коррупциогенным фактором – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.Экспертные заключения направлены в органы власти Забайкальского края, принявшие НПА, разработавшие проект НПА. Ответы ожидаются. По состоянию на 05.10.2023 остаются несоответствующими действующему федеральному законодательству, на основании экспертных заключений Управления, 18 НПА. В федеральный регистр внесено и юридически обработано, в том числе созданы актуальные редакции 161 НПА, а также 236 документов в качестве дополнительной информации.Все НПА внесены в федеральный регистр в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством.НПА отображаются на ПРАВОВОМ ПОРТАЛЕ МИНЮСТА РОССИИ «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», в том числе в pdf-формате. РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники