Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении некоммерческих организаций

09:47 15.04.2025

В соответствии с Положением о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2024 № 89 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.В ходе осуществления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, выявлено, что некоммерческими организациями допускаются следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации:1. Непредставление (несвоевременное представление) документов к проверке.В нарушение статьи 32 Федерального закона
от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»), абзаца 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях»), пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», некоммерческие организации не представляют на проверку документы (представляют в неполном объеме, либо с нарушением установленного законом срока - 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса), указанные в уведомлении (распоряжении) Управления о проведении проверки.2. Нецелевое расходование денежных средств.В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 37 ФЗ «Об общественных объединениях», некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.Денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями в соответствии с уставными целями, при этом, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).Вместе с тем, в ходе проведения проверок, установлены случаи нецелевого расходования некоммерческими организациями денежных средств; не осуществление некоммерческими организациями основных видов деятельности, предусмотренных их уставом, в целях достижения которых они созданы; некоммерческие организации осуществляли приносящую доход деятельность непредусмотренную их уставом; некоммерческие организации осуществляли исключительно приносящую доход деятельность, при этом доход от такой деятельности не направлялся на реализацию основных целей, для достижения которых созданы организации.3. Невыполнение требований учредительных документов.В нарушение пункта 2 статьи 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона  от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» (далее – ФЗ «О политических партиях»),  общественными объединениями, региональными отделениями политических партий, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями не соблюдаются отдельные положения собственных уставов:- нарушается периодичность проведения заседаний высших и иных руководящих органов, периодичность проведения проверок  финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации;- не формируются органы управления и контроля, предусмотренные уставом,  руководящие и надзорные органы организации осуществляют деятельность с нарушением сроков полномочий, установленных уставом;- не соблюдается порядок приема в члены организации, не осуществляется учет членов.4. Несоответствие учредительных документов требованиям действующего законодательства Российской Федерации.01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон №99-ФЗ). Законом № 99-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации внесены концептуальные изменения, в том числе в части нормативно-правового регулирования порядка создания и деятельности некоммерческих организаций.В ходе проведения проверок установлено несоответствие учредительных документов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства Российской Федерации.5. Не соблюдение обязанности по представлению ежегодной отчетности.5.1. В нарушение абзацев четвертого и восьмого части первой статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественными объединениями не представляются отчеты о продолжении деятельности с указанием предусмотренных законом сведений, а также информация об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме №ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 №170.5.2. Некоммерческими организациями не соблюдается обязанность, установленная пунктами 3, 3.1 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым:-  некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников;- некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.5.3. В нарушение пунктов 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительными организациями не представляется ежегодный отчет о своей деятельности.5.4. В нарушение статьи 27 ФЗ «О политических партиях» региональные отделения политической партии не соблюдают обязанность по представлению один раз в три года в Управление следующей информации:- информации о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах;- сведений о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.6. Неисполнение иных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством.6.1. В нарушение пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 27 ФЗ «О политических партиях» и пункта 9 статьи 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» общественные объединения, религиозные организации, региональные отделения политических партий и иные некоммерческие организации не исполняют обязанность по информированию Управления, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение семи рабочих дней с момента таких изменений, и не представляют документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.К вышеуказанным сведениям, в том числе относятся:- сведения об адресе некоммерческой организации в пределах места нахождения некоммерческой организации;- о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации.6.2. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.В нарушение указанного положения законодательства религиозные организации при осуществлении своей деятельности используют сокращенное (неполное) наименование.6.3. В нарушение требований пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколы собраний органов некоммерческих организаций оформляются в ненадлежащем порядке, а именно: не содержат сведений о времени и месте проведения заседаний, о лицах, проводивших подсчет голосов, о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, а также отсутствуют сведения об общем количестве членов (участников) организации на момент проведения собрания и о лицах, принявших участие в собрании, что не позволяет определить правомочность принятых решений.6.4. В ходе проведения проверок некоммерческих организаций были выявлены факты несоответствия первичных учетных документов ряда некоммерческих организаций требованиям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ «О бухгалтерском учете), в том числе принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются  не имевшие места факты хозяйственной жизни;  отсутствие в первичных учетных документах обязательных реквизитов; несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета. В нарушение статьи 8 ФЗ «О бухгалтерском учете» у ряда некоммерческих организаций отсутствует учетная политика.7. В ходе осуществления текущего контроля, в том числе анализа отчетов некоммерческих организаций, выявлены следующие типичные нарушения законодательства:- искажение наименования некоммерческой организации или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;- использование в нарушение статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» на бланках и печатях некоммерческих организаций символики, совпадающей с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;- неполное заполнение сведений, предусмотренных формой отчета, а также указание в отчетах недостоверных сведений, в том числе о полученном финансировании и расходовании денежных средств; - указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе, о лице, действующем без доверенности от имени некоммерческой организации, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники