«Мониторинг законодательства Камчатского края на предмет выявления в нормативных правовых актах Камчатского края положений, способствующих проявлению коррупции, по состоянию на 30.11.2023»

18:00 30.11.2023

По итогам деятельности Управления Минюста России по Камчатскому краю (далее - Управление) в указанном направлении, следует отметить, что за период с 26.05.2023 по 23.11.2023 в Управление для рассмотрения на наличие коррупциогенных факторов поступило 1138 документа, из них: нормативных правовых актов Камчатского края - 886; проектов нормативных правовых актов Камчатского края - 120; муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Камчатском крае - 62; проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Камчатском крае - 70.При этом за период с 26.05.2023 по 23.11.2023 проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 1074 документов, из них: нормативных правовых актов Камчатского края - 827; проектов нормативных правовых актов Камчатского края - 118; муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Камчатском крае - 61; проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Камчатском крае - 68.За период с 26.05.2023 по 23.11.2023 на федеральном уровне приняты следующие нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие общественные отношения, направленные на противодействие коррупции, в том числе:Федеральный закон от 13.06.2023 №258-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(вступает в силу 13.06.2023).Данным Законом предусматривается, что в случае увольнения лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения вышеназванных ограничений и запретов, полученные в ходе такой проверки материалы передаются в органы прокуратуры Российской Федерации в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.Также указанным законом прокуратура наделена полномочиями по осуществлению проверок в рамках антикоррупционного законодательства в отношении госслужащих при их увольнении с должности.Федеральный закон от 10.07.2023 №286-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 10.07.2023).В Федеральный закон «О противодействии коррупции» внесены изменения, предусматривающие, что лицо, в отношении которого в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств.Не зависящими от лица обстоятельствами признаются, в частности, находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства - стихийные бедствия, пожары, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты и прочее.Предусмотрено, что соблюдение антикоррупционных требований и исполнение соответствующих обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких антикоррупционных требований.Федеральный закон от 10.07.2023 №319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 349.1 и 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 21.07.2023).В статье 349.1 Трудового Кодекса Российской Федерации закреплено, что на указанных лиц распространяется порядок освобождения от дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных требований и ограничений в случае наступления не зависящих от обязанного соблюдать такие требования лица обстоятельств. (чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства - стихийные бедствия, пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты и прочее).Указ Президента РФ от 18.07.2022 №472 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» (вступает в силу 18.07.2022, за исключением пункта 2, который вступает в силу с 01.07.2023).Указом скорректирован порядок заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.Установлено, что в разделе 4 указанной справки указываются суммы денежных средств, поступивших на счета за отчетный период, в случае если общая сумма таких денежных средств превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период и предшествующие 2 года.Федеральный закон от 24.07.2023 №354-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах» (вступает в силу 04.08.2023).Закон о продаже с аукциона жилья, изъятого у лиц, совершивших коррупционные правонарушения, в котором закреплено, что жилые помещения, поступившие в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения или в отношении которых не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, приватизируются в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с учетом предусматриваемых поправками особенностей.При этом документом установлено, что приватизации подлежит жилое помещение, рыночная стоимость которого на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту Российской Федерации.В период с 26.05.2023 по 23.11.2023 в Камчатском крае принято 13 нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, направленные на противодействие коррупции:1) приказ Министерства развития гражданского общества и молодежи Камчатского края от 30.08.2023 №5-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве развития гражданского общества и молодежи Камчатского края» (вступает в силу 11.09.2023).Данным приказом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве развития гражданского общества и молодежи Камчатского края. Нормативные правовые акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности, признаются утратившими силу.2) приказ Министерства туризма Камчатского края от 06.09.2023 №9-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих в Министерстве туризма Камчатского края и признании утратившими силу отдельных приказов Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края» (вступает в силу 09.09.2023)Приказом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве туризма Камчатского края. Нормативные правовые акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности, признаются утратившими силу.3) приказ Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 08.09.2023 №57-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края» (вступает в силу 10.09.2023).Указанным актом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края. Нормативные правовые акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности, признаются утратившими силу.4) приказ Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 11.09.2023 №21-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Агентстве лесного хозяйства Камчатского края» (вступает в силу 15.09.2023).Указанным актом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Агентстве лесного хозяйства Камчатского края. Нормативные правовые акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности, признаются утратившими силу.5) приказ Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 19.09.2023 №12-Н «О реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (вступает в силу 22.09.2023)Устанавливает права и обязанности государственных гражданских служащих в Министерстве строительства и жилищной политики Камчатского края, замещение которых связано с коррупционными рисками. Нормативные правовые акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности, признаются утратившими силу.6) приказ Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 21.09.2023 №22-Н «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Камчатского края, в отношении которого руководитель Агентства лесного хозяйства Камчатского края осуществляет полномочия представителя нанимателя» (вступает в силу 23.09.2023).Указанным актом утверждается новый порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Агентства лесного хозяйства Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.7) приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Камчатского края от 26.09.2023 №9-Н «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Министерства по чрезвычайным ситуациям Камчатского края» (вступает в силу 28.09.2023).Указанным актом утверждается новый порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Министерства по чрезвычайным ситуациям Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.8) приказ Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края от 28.09.2023 №2-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края» (вступает в силу 03.10.2023).Указанным актом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.9) приказ Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края от 28.09.2023 №3-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края» (вступает в силу 13.10.2023).Указанным актом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.10) приказ Министерства цифрового развития Камчатского края от 29.09.2023 №10-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве цифрового развития Камчатского края» (вступает в силу 05.10.2023).Указанным актом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве цифрового развития Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.11) приказ Министерства туризма Камчатского края от 18.10.2023 №12-Н «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего Министерства туризма Камчатского края, в отношении которого полномочия представителя нанимателя осуществляет Министр туризма Камчатского края, к совершению коррупционных правонарушений» (вступает в силу 21.10.2023).Указанным актом утверждается новый порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Министерства туризма Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.12) приказ Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края от 19.10.2023 №11-Н «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края» (вступает в силу 21.10.2023).Указанным актом утверждается новый порядок и состав работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края, а также признаются утратившими силу акты, регулирующие аналогичную сферу деятельности.13) приказ Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от 08.11.2023 №34-Н «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Камчатского края в Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, замещение которых связано с коррупционными рисками» (вступает в силу 14.11.2023).Указанным актом утверждается перечень должностей государственной гражданской службы Камчатского края в Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также их права и обязанности.В рассматриваемый период в указанных нормативных правовых актах Камчатского края положений, противоречащих федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов, не выявлено.По состоянию на 23.11.2023 в Камчатском крае действуют 164 нормативных правовых акта, направленных на противодействие коррупции.Также перечень нормативных правовых актов Камчатского края, направленных на противодействие коррупции, включает в себя ряд типовых актов, дифференцирующихся по субъекту принятия - органу государственной власти Камчатского края:- 34 нормативных правовых акта Камчатского края о порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Камчатского края в соответствующих исполнительных органах государственной власти;- 42 нормативных правовых акта Камчатского края, определяющих порядок функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов;- 34 нормативных правовых акта Камчатского края о порядке сообщения государственными гражданскими служащими о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации;- 30 нормативных правовых актов Камчатского края, устанавливающих перечни должностей государственной гражданской службы Камчатского края в соответствующих органах государственной власти Камчатского края, замещение которых связано с коррупционными рисками;- 24 нормативных правовых акта Камчатского края, регулирующих вопросы реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» в органах государственной власти Камчатского края.По состоянию на 23.11.2023 в нормативных правовых актах Камчатского края, направленных на противодействие коррупции, коррупциогенных факторов не выявлено.Однако выявлено противоречие федеральному законодательству в приказе Министерства строительства Камчатского края от 21.03.2011 №26 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве строительства Камчатского края» (в редакции от 15.09.2023 №11-Н).Противоречие требованиям федерального законодательства в указанном акте выявлено по следующим основаниям.Согласно, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2022) от 21.12.2022, практика издания локальных актов, определяющих персональный состав всех членов комиссии накануне заседаний свидетельствует о том, что члены комиссии, не относящиеся к государственным гражданским служащим, не являются постоянно действующими членами данной комиссии, поскольку привлекаются отдельным локальным актом для участия в конкретном заседании комиссии.Исходя из нормативно установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 порядка формирования комиссии, предусматривающего утверждение состава комиссии и порядка ее работы нормативным правовым актом государственного органа, которым она образуется, в акте уполномоченного органа об образовании комиссии должны быть указаны персональные сведения членов комиссии.Состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов в Министерстве строительства и жилищной политики Камчатского края, утвержденный приказом от 21.03.2011 №26 не содержит указанные сведения.В результате мониторинга нормативных правовых актов Камчатского края, осуществляемого в целях выявления положений, способствующих проявлению коррупции, за отчетный период текущего года (с 26.05.2023 по 23.11.2023), специалистами Управления выявлено7 нормативных правовых актов Камчатского края, содержащих положения, способствующие проявлению коррупции.По состоянию на 23.11.2023 в 2 из указанных 7 нормативных правовых актов Камчатского края, положения, способствующие проявлению коррупции, устранены, 5 экспертных заключений находятся на рассмотрении исполнительных органов Камчатского края.Специалистами Управления на постоянной основе ведется работа по взаимодействию с органами исполнительной власти Камчатского края с целью устранения коррупциогенных факторов.19.06.2023 Управлением проведен мониторинг нормативных правовых актов Камчатского края в сфере регулирования правоотношений, связанных с формированием и деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Камчатского края и урегулированию конфликта интересов, по результатам которого предлагалось рассмотреть вопрос о проведении работы по обеспечению их соответствия требованиям законодательства.Так, Комиссия по урегулированию конфликтов интересов (далее – Комиссия) образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.Комиссия является постоянно действующим органом с конкретным количественным и персональным составом, должна состоять из лиц, замещающих должности государственной службы, и лиц, не замещающих такую должность, число которых не может быть менее одной четверти от общего числа членов комиссии.Следовательно, в акте уполномоченного органа об образовании комиссии должно быть указано количество ее членов, не замещающих должности государственной гражданской службы, и их персональный состав.Между тем нормативные правовые акты Камчатского края (далее - НПА), которыми образована Комиссия и утвержден ее состав, таким требованиям не соответствуют.Таким образом, персональный состав членов комиссии, не являющихся государственными служащими, их должности и представляемые ими юридические лица, руководители которых согласовали их участие в работе комиссии, в приказах органов исполнительной власти Камчатского края не приведен.Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2022) от 21.12.2022, практика издания локальных актов, определяющих персональный состав всех членов комиссии накануне заседаний свидетельствует о том, что члены комиссии, не относящиеся к государственным гражданским служащим, не являются постоянно действующими членами данной Комиссии, поскольку привлекаются отдельным локальным актом для участия в конкретном заседании комиссии.Подобная практика противоречит нормативно установленному Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 порядку формирования комиссии, предусматривающему утверждение состава комиссии нормативным правовым актом государственного органа, который подлежит официальному опубликованию, тем самым сведения о составе комиссии доводятся до неопределенного круга лиц.Управлением подготовлен перечень НПА, положения которых не обеспечивают соответствия требованиям указанного законодательства.По состоянию на 23.11.2023 из 46 НПА, указанных в перечне,12 привели в соответствие, 32 остаются не приведенными.16.11.2023 в Прокуратуре Камчатского края состоялось заседание межведомственно рабочей группы по обеспечению единого правового пространства на территории Камчатского края, в котором приняли участие представители исполнительных органов власти, Администрации Губернатора края, Законодательного собрания, Управления Минюста по краю, сотрудники прокуратуры края.Рассмотрено 2 вопроса:1) по приведению в соответствие уставов муниципальных образований с действующим федеральным и региональным законодательством;2) деятельность региональных органов власти в своевременному приведению нормативных правовых актов в соответствие с действующим федеральным законодательством.Управлением Минюста подготовлены соответствующие доклады.За период с 26.05.2023 по 23.11.2023 в результате проведенного правового анализа Управлением Минюста России по Камчатскому краю в двух проектах нормативных правовых актов Камчатского края выявлены коррупциогенные факторы, в 1 из которых коррупциогенный фактор устранен, по второму проекту замечание не устранено.Так, по результатам проведения правового анализа Управлением подготовлено заключение на проект Закона Камчатского края «О Едином кол-центре Камчатского края» на проектной стадии, в котором были выявлены коррупциогенные факторы.Данное решение не поддержано с учетом положительных заключений Законодательного Собрания, прокуратуры края, Администрации Губернатора Камчатского края, депутатами принято единогласное решение о принятии данного законопроекта с таблицей поправок на очередной сессии Законодательного Собрания Камчатского края.Также сообщаем, что за период с 26.05.2023 по 23.11.2023 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, содержащих положения, способствующие проявлению коррупции, не выявлено.На основании проведенной антикоррупционной экспертизы, а также руководствуясь положениями Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Методика), можно сделать вывод о том, что к числу наиболее часто выявляемых в нормативных правовых актах Камчатского края коррупциогенных факторов относится:- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, (их должностных лиц), влекущая возможность выборочного изменения объёма прав (подпункты «а» и «в» пункта 3 Методики);- нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае являются коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (подпункт «и» пункта 3 Методики).На основании проведенного анализа федерального и регионального законодательства по вопросам противодействия коррупции можно сделать вывод о том, что правовое регулирование указанной сферы общественных отношений осуществляется в достаточном объеме, в рамках предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, и не требует принятия срочных мер.Меры по приведению нормативных правовых актов Камчатского края в соответствие с требованиями федерального антикоррупционного законодательства принимаются своевременно.РаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники