«Правовой ликбез для НКО». День 4 – Разное

04:00 29.02.2024

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в рамках проведения «Правового ликбеза для НКО» - мероприятия, направленного на правовое просвещение граждан в сфере деятельности некоммерческих организаций, приуроченного к Всемирному дню некоммерческих организаций, информирует о следующем.Содержание:1. Информация об изменениях законодательства в сфере НКО2. Порядок получения информации об НКО3. О порядке получения статуса СОНКО - исполнителя общественно полезных услуг4. Об отдельных вопросах деятельности религиозных групп5. Об особенностях и порядке ликвидации и реорганизации юридических лиц6. Как не допустить вовлечение некоммерческой организации в экстремистскую деятельность и деятельность, направленную на финансирование терроризма7. Контактные данные для справок8. Дополнительная информация 1. Информация об изменениях законодательства в сфере НКОАктуальная информация об изменениях законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций размещается на официальном сайте Управления в разделе Деятельность - Направления деятельности - Деятельность в сфере некоммерческих организаций - Материалы информационного и просветительского характера в сфере НКО - Информирование об изменении законодательства в сфере НКО.В частности, рекомендуем ознакомиться с изменениями, вступившими в силу 25.12.2023, 01.01.2024 .Кроме того, обращаем внимание НКО на следующие изменения, внесенные в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":Некоммерческие организации наделяются правом, а не обязанностью, иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Федеральным законодательством может быть предусмотрена обязанность некоммерческой организации использовать печать.При этом, если НКО принимает решение использовать печать в своей деятельности, сведения о наличии печати должны содержаться в уставе некоммерческой организации.Указанные изменения внесены Федеральным законом от 02.11.2023 № 525-ФЗ и вступают в силу с 01.06.2024. 1) Для некоммерческих организаций установлена обязанность размещать её устав на информационном ресурсе уполномоченного органа (т.е. Минюста России) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и сроки размещения будут установлены Минюстом России.2) К видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, при осуществлении которых органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления могут оказывать данным НКО поддержку, дополнительно отнесены:- деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;- содержание животных в приютах для животных; 3) Государственные и муниципальные учреждения не признаются социально ориентированными некоммерческими организациями.Указанные изменения внесены Федеральным законом от 26 .02.2024 № 32-ФЗ и вступают в силу с 08.03.2024.Кроме того, приказом Минюста России от 25.01.2024 № 21 признан утратившим силу приказ Минюста России от 26.09.2022 № 198 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях".О способах получения информации о зарегистрированных НКО можно почитать в разделе 2 текущей информации.Обратите внимание!
Информация об изменении законодательства по иным направлениям деятельности Управления размещена в разделе Деятельность - Направления деятельности - Правовое просвещение и бесплатная юридическая помощь - Правовое просвещение - Материалы информационного и просветительского характера для граждан и организаций по направлениям деятельности Управления.2. Порядок получения информации об НКОАктуальная информация о зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организациях размещена на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.Сведения об НКО Доступ к реестру зарегистрированных некоммерческих организаций также обеспечен на портале Минюста России "О деятельности некоммерческих организаций" (http://unro.minjust.ru/) в разделе: "Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях"Портал об НКОИнформация о всех зарегистрированных юридических лицах, в том числе некоммерческих организациях, размещена в Едином государственном реестре юридических лиц: https://egrul.nalog.ru/ЕГРЮЛ3. О порядке получения статуса СОНКО - исполнителя общественно полезных услуг Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных указанным Федеральным законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций определены п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», условия признания социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг установлено статьей 31.4 указанного закона.Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.Правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг (далее – правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг». В соответствии с п. 3 указанных правил, для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:а) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг;б) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям.Управлением подготовлен Правовой навигатор по порядку признания зарегистрированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, содержащий исчерпывающую информацию по указанному вопросу. Также подробная информация по порядку признания СОНКО - исполнителем общественно полезных услуг, нормативные правовые акты, регламентирующие установленную сферу, утвержденные указанными актами формы заявлений, заключений, размещены на сайте Управления в специализированном разделе Деятельность - Направления деятельности - Деятельность в сфере некоммерческих организаций - Ведение реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. 4. Об отдельных вопросах деятельности религиозных групп В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулируются Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).В соответствии с п. 2. ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Под религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.Таким образом, основной отличительной особенностью религиозной группы является то, что она действует без регистрации, то есть религиозная группа не является юридическим лицом и не обладает той правоспособностью, какой обладает религиозная организация. Вместе с тем законом предусмотрено обязательное уведомление уполномоченного органа о создании продолжении деятельности религиозной группы.Так, руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы, о начале деятельности религиозной группы, а также  о продолжении своей деятельности не реже одного раза в год со дня последнего уведомления уполномоченного органа. Органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.Формы уведомления о начале и продолжении деятельности религиозной группы утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 133 и размещены на сайте Управления в специализированном разделе Религиозные группы.В соответствии с п. 3. ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.С соблюдением уведомительного порядка деятельности религиозных групп Федеральный закон  напрямую связывает возникновение у религиозной группы права на осуществление миссионерской деятельности, под которой понимается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая в порядке, установленном законом.При этом, граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.;Важная информация!
В случае поступления от религиозной группы уведомления не по установленной форме оно не считается представленным надлежащим образом и возвращается лицу или органу, его представившему, с объяснением причины возврата такого уведомления.Непредставление уведомления о продолжении деятельности религиозной группы по истечении установленного срока является основанием для внесения в учетную запись ведомственного реестра некоммерческих и религиозных организаций территориального органа Минюста России сведений о прекращении деятельности данной религиозной группы.Важная информация!
В случае поступления от религиозной группы уведомления не по установленной форме оно не считается представленным надлежащим образом и возвращается лицу или органу, его представившему, с объяснением причины возврата такого уведомления.Непредставление уведомления о продолжении деятельности религиозной группы по истечении установленного срока является основанием для внесения в учетную запись ведомственного реестра некоммерческих и религиозных организаций территориального органа Минюста России сведений о прекращении деятельности данной религиозной группы.Уведомление о продолжении деятельности можно представить следующими способами:- Нарочным по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 126 (на первом этаже находится почтовый ящик Управления);- В виде почтового отправления с описью вложения на почтовый адрес Управления: 675000, г. Благовещенск, ул. Калинина 126, 7 этаж.Справочно:
В настоящее время на территории Амурской области действует 13 религиозных групп. 5. Об особенностях и порядке ликвидации и реорганизации юридических лиц Порядок ликвидации и реорганизации некоммерческой организации установлен законодательством Российской Федерации и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 18 и ст. 16).Процедура ликвидации юридических лиц в целом закреплена в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), процедура реорганизации юридического лица - в ст. 57 ГК РФ и главе V Закона № 129-ФЗ.Законодательством установлен единый порядок ликвидации, который состоит из следующих этапов:принятие решения о ликвидацииформирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора)публикация сообщения о ликвидацииосуществление расчетов с кредиторами и составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного балансагосударственная регистрация ликвидации юридического лицаУчредители (участники) некоммерческой организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. Сообщение учредителями (участниками) юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица.Процедура реорганизации имеет следующую последовательность.Не позднее трех дней после принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано в письменном виде направить уведомление об этом в регистрирующий орган и приложить к нему решение собственников.Федеральным законом от 12.11.2019 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство о государственной регистрации юридических лиц. Данные поправки с 12 ноября 2019 года возложили на юридические лица дополнительную обязанность по внесению сведений в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - Федресурс).Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации и реорганизации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ.Дополнительно к публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о ликвидации организации необходимо внести в Федресурс в течение трех рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).Статьей 1 Закона № 129-ФЗ установлен порядок исполнения юридическим лицом в процессе реорганизации или ликвидации обязанности уведомить кредиторов.Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 129 сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.На основании пп. н. 5 и н. 6  п. 7 ст. 7.1 Федерального закона № 129  обязательному включению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат уведомления о ликвидации и реорганизации юридического лица с указанием соответствующих сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, а также описания порядка, сроков и условий для предъявления требований кредиторами ликвидируемого или реорганизуемого юридического лица.В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона № 129  сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта, если иное не предусмотрено федеральными законами.В публикации должны обязательно содержаться сведения:- о принятом решении о ликвидации юридического лица,- о ликвидационной комиссии (ликвидаторе),- описание порядка, сроков и условий для предъявления требований его   кредиторами, при необходимости иные сведения.Данная публикация размещается на сайте www.fedresurs.ru.Для того чтобы осуществить публикацию, руководитель юридического лица должен получить электронную подпись в одном из удостоверяющих центров. Список удостоверяющих центров можно найти на сайте www.fedresurs.ru. Электронная подпись позволяет авторизоваться на данном сайте. Внесение сведений в Федресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения при помощи программных средств данных сайтов. Электронное сообщение подписывается электронной подписью. Внести сведения можно и через нотариуса. В этом случае электронное сообщение подписывается электронной подписью нотариуса.За неисполнение юридическим лицом установленной обязанности по уведомлению кредиторов предусмотрен отказ в государственной регистрации в соответствии с пп «с», «т» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129. 
Ликвидация ЮЛ - это важно знать6. Как не допустить вовлечение некоммерческой организации в экстремистскую деятельность и деятельность, направленную на финансирование терроризма Идеология экстремизма основана на таких постулатах, как утверждение исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии, идея политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды в отношении какой-либо социальной группы людей. Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.Обратите внимание!
В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица.
Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.Важно помнить, что при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.В случае обнаружения вышеуказанных обстоятельств, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. За осуществление экстремистской деятельности общественные и религиозные объединения, иные организации,  граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.  В частности на территории Российской Федерации предусмотрена ответственность за следующие противоправные деяния: участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также распространение о них информации без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена; распространение экстремистских материалов, их производство или хранение в целях распространения; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, и др.Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.На что необходимо обратить внимание, чтобы минимизировать риски вовлечения некоммерческой организации в террористическую деятельность?Не допускать направления денежных средств террористическим организациям;Не устанавливать связь с террористическими организациями;Не оказывать содействие вербовке, а именно не публиковать материалы и информацию в открытой сети Интернет, не предоставлять площадки для мероприятий и т.д.;Не допускать создания фиктивных НКО, изначально преследующих противоправные цели;Не осуществлять деятельность в зонах активной террористической угрозы;Не осуществлять деятельность, противоречащую заявленной в учредительных документах;Не допускать ослабления системы управления НКО;Не допускать использования программ НКО в террористической деятельности.Меры, которые должны принимать представители НКО для недопущения вовлечения в финансирование терроризма:Проводить проверку членов, учредителей, сотрудников, волонтеров НКО, лиц и организаций, с которыми сотрудничает организация, в том числе юридических лиц, учредители и руководители которых являются учредителями и руководителями НКО, по перечню террористов и экстремистов на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу: https://fedsfm.ru/documents/terr-list;Осуществлять строгий финансовый контроль над направлениями расходования денежных средств, проводить независимый финансовый аудит, осуществлять контроль источников финансирования;Вести реестр доноров благотворительной деятельности;Регулярно оценивать внутренние риски и иметь возможность своевременно их устранить, в частности, проводить идентификацию и проверку спонсоров, доноров и получателей благотворительной помощи на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Прозрачный бизнес», не принимать анонимные пожертвования, проводить проверку действующих рабочих виз и миграционных карт спонсоров, получателей, доноров благотворительной деятельности;Осуществлять мониторинг программ, строго отслеживать движение денежных средств, направленных на их реализацию, фиксировать перечень лиц, территорий/стран, оказывающих наибольшую активность при финансовой поддержке проектов.На официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации  https://minjust.gov.ru размещены следующие данные:- федеральный список экстремистских материалов;- перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;- перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.На официальном сайте Росфинмониторинга https://www.fedsfm.ru/ размещен перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.  Гражданам и организациям рекомендуется учитывать указанные перечни в своей деятельности, в том числе при идентификации контрагентов, в целях исключения участия в экстремисткой деятельности, финансирования терроризма и привлечения в связи с этим к предусмотренной законом ответственности. 7. Контактные данные для справокПо вопросам предоставления отчетности можно обращаться по тел.:  8(4162) 49-48-44 доб. 311-314 (Отдел по делам некоммерческих организаций). 8. Дополнительная информацияВсе материалы, подготовленные Управлением в рамках проведения «Правового ликбеза для НКО», размещены в одноименном подразделе раздела Деятельность – Деятельность в сфере некоммерческих организаций – Материалы информационного и просветительского характера - Правовой ликбез для НКО - 2024. Ссылка на День 1 – Навигатор предоставления отчетности НКОСсылка на День 2 - Предоставление государственной услуги по государственной регистрации НКОСсылка на День 3 - Профилактика нарушения НКО обязательных требований, установленных федеральным законодательствомРаспечататьПоделитьсяВконтактеЖивой ЖурналОдноклассники